Как звучат мелодии нового века
В Московской консерватории открылся Первый Всероссийский фестиваль современной музыки "Искусство XXI". Концертная программа, творческие встречи и серия открытых лекций посвящены 90-летию со дня рождения мэтра авангардной музыки прошлого столетия - Альфреда Шнитке. Под эгидой личности выдающегося композитора звучат сочинения молодых авторов, отобранные экспертным советом, в исполнении хоровых и камерных коллективов, а также сольных артистов. К участию в фестивале были приглашены молодые композиторы в возрасте до 30 лет по следующим номинациям - фортепиано, камерная музыка, симфонический оркестр, народный оркестр, хоровая музыка, сольная музыка, сборник для детей. Всего было прислано 134 заявки, но только 25 композиторов стали участниками фестиваля. Их опусы прозвучат на камерных сценах Москвы: в Малом зале Московской консерватории, Зале Шнитке Дома Музыки, музее имени Скрябина.
"Молодых композиторов нужно сейчас поддерживать, - убеждена художественный руководитель фестиваля, дирижер Залина Карданова. - Подобную музыку сложно продвигать самому: на нее трудно привлечь широкую публику. Я считаю, что для молодых композиторов наш проект может стать профессиональной творческой площадкой для самореализации и демонстрации своего творчества".
В первом концерте фестиваля были продемонстрированы пьесы в номинациях "хоровая музыка" и "камерная музыка": во втором публика услышала миниатюры Ирины Латышевой, Сергея Багаури и Ерджаника Оганесяна. Торжественный старт фестивалю дали Камерный хор Московской консерватории и его бессменный руководитель Александр Соловьев, принимавший самое непосредственное участие в отборе сочинений. Его коллектив гордо носит звание одного из лучших интерпретаторов современной академической музыки - трудно перечислить, сколько свеженаписанных премьер он осуществил - поэтому хоровые опусы участников "Искусства XXI", их старших коллег Родиона Щедрина, Ефрема Подгайца и Елены Атрашкевич, предстали в первоклассном виде.
Круг образов, идей и концепций в произведениях молодых авторов были самыми разнообразными. Студент Московской консерватории Ильгиз Торобеков запечатлел в своих хоровых миниатюрах образ прекрасной девушки, в "Корэн Нуры" Фархад Бахтияри опирался на многоголосие в традициях Ближнего и Среднего Востока, а Мария Саитбаталова вдохновилась духовным концертом Рахманинова "В молитвах неусыпающую Богородицу". Отдельное внимание публики заслужил лауреат международного конкурса имени Чайковского, пианист Валентин Малинин, который, как оказалось, талантливо пишет музыку. Камерный хор исполнил мировую премьеру Валентина In bono veritas, пронизанную философскими идеями: в кульминации пронзительно звучали слова древнегреческого философа Сократа "В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить". Именно в этом, по мысли автора, видится путеводная нить освобождения из порочного сценария темного лабиринта "безвозвратно потерянного века".
Другим хоровым коллективом, поддержавшим творчество молодых, стал Московский синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Им выпала честь исполнить еще одну мировую премьеру Валентина Малинина - хор "Памяти неизвестного солдата", созданный на стихи поэта-фронтовика, который скорбит о погибшем лучшем друге-композиторе, остро воспринимавшем своим чутким музыкальным слухом окружающие его звуки войны и переносившем их на нотную бумагу. Подхватив идею фестиваля, в концерте-открытии ярко показали себя и молодые дирижеры: Тарас Ясенков, Наталья Лайкевич, Алексей Комаров и Михаил Котельников. Михаил не только блестяще работал с Московским синодальным хором, представив пьесы Марии Кошевой и Алексея Новикова, но и познакомил публику со своим сочинением "Ныне силы небесные". "Мелодии нового века" - а именно такое название носил вечер - наглядно показали, чем вдохновляются и как интересно мыслят молодые композиторы. Возможно, будущее в современной академической музыке - именно за ними.