Кукла по имени Лариса
Спектакль, поставленный приглашенным режиссером Александром Вельмакиным, играется на сцене филиала театра, на Большой Ордынке. Зал там — как старинная шкатулка, миниатюрная копия большого (жаль, что в партере на премьере зияло немало пустых кресел)... А на сцене — минимум мебели и графически вычерченная Волга на заднике. Солнце пробивается сквозь облака и тучи то ярко, то хмуро, то зловеще (художник-постановщик М. Обрезков). Этот свет свыше как бы оттеняет красоту или убожество происходящего... Сюжет, конечно, пересказывать не нужно. Он знаком нам с детства. Происходит в этой пьесе то, что сейчас бы назвали "манипулированием". Кто-то любит. Кто-то предает любовь. Кто-то ее покупает. Кто-то страдает в результате. В принципе, ситуация искусственная, надуманная даже для провинции позапрошлого века. Кстати, город Бряхимов вполне реальный — это город волжских булгар, упоминаемый под еще 1164 годом в Радзивилловской летописи. Фото предоставлено пресс-службой театра. Островский не случайно делает свою героиню тотально одинокой. У нее нет подруг (похоже, в городе девушек вообще не наблюдается), нет друзей. Не считать же другом приятеля по детству, предателя-купца Васю Вожеватова или меркантильную мамашу Хариту Игнатьевну. Но именно Лариса — явный триггер. Все страсти развиваются именно вокруг нее, роковой красавицы в многозначительном малиновом (!) берете (Аксиния Пустыльникова). Фото предоставлено пресс-службой театра. Ее поведение, конечно, странно. Героиня весьма непоследовательно то страдает от неразделенной любви, то объявляет себя дорогой куклой и легко продается. Что ж, и так бывает, скажете вы. Это женская логика. Тем не менее, говорят, современники драматурга пьесу приняли в штыки и назвали ее "историей про глупую девицу и пошлого мужчину". Режиссёр Александр Вельмакин с этим категорически не согласен. Он увидел в этой истории не банальность, а некую тайну, историю любви, "неграненый алмаз", спор материи (деньги) и духа (чувства). И эти весы качаются то в одну, то в другую сторону. Поступки героев, даже отвратительные, здесь пытаются понять и оправдать. Спектакль, заметим, вырос из эскиза "Бесприданницы" для творческой лаборатории. Тогда его одобрил худсовет во главе с Юрием Соломиным. И Вельмакину дали карт-бланш на сцене филиала, видимо, посоветовав, меньше вспоминать об известном фильме Эльдара Рязанова и его масках-героях. Фото предоставлено пресс-службой театра. И получилось аккуратно, без всякого "Шмеля"и нетрезвой толпы цыган. Даже без злополучного корабля, той самой "Ласточки". И персонажи здесь выписаны тонко классически. Купец Мокий Парменыч Кнуров (Александр Титоренко) будет элегантен и благороден, что твой лорд. Буфетчик Гаврило (Сергей Видинеев) — чистый граф. Несчастный Карандышев (отличная работа Станислава Сошникова) — замученный очкарик-ботан, не умеющий пить и любить. Вроде все предсказуемо... Но тут как ракета, явится комический Робинзон в женской шали (блестящий Алексей Коновалов) — родом, похоже, из Comedy Club. Именно он, оживляя действие, внезапно выходит на первый план, демонстрируя не только шуточки-прибауточки, но и степень унижения "маленького человека". По сути, это такой же бесприданник, как и Лариса, не приспособленный к реалиям идеалист, тщетно мечтающий о настоящем Париже, а не о трактире "Париж". – Сквозь восприятие этой искренней мечты о Париже, которая рушится, я представляю героя ребенком, который верил, что его поведут в цирк на выходных, а его наказали и никуда не повели, – говорит Алексей Коновалов. Фото предоставлено пресс-службой театра. Напомним, что Ларису-то как раз берут в Париж. Но мечта-то у нее другая. О взаимной любви и тихом семейном счастье. Но она разбивается в крах. Героиня, впрочем, не сдается: "Я хочу в лес ходить, грибы собирать, там спокойствие, тишина"... А тупой Карандышев (как здесь органичен Сошников!) ее не слышит и не видит. В него на уме один реванш. В этом окаянном Бряхимове, похоже, все маленькие наполеоны. И Ларисе ясно: "Я для вас кукла, поиграете со мной и бросите..." Вот почему она так нервно общается с матерью (Алена Охлупина), которая вполне трезво оценивает свои возможности. Актриса Аксиния Пустыльникова своей героиней как бы предупреждает: – Для меня очень важно, чтобы мужчины увидели, что не нужно обнадеживать женские сердца, когда ты не уверен... Фото автора. Наконец, главный негодяй, барин Паратов ("У меня ничего заветного нет"). Это отнюдь не альфа-самец. Он смахивает, скорее, на менеджера средней руки из почти обанкротившейся фирмы... Его играют в очередь Александр Волков и Дмитрий Кривошеев, пытаясь вызвать у зрителя веру в химию чувств с Ларисой. Что, скажем прямо, не очень пока получается. У артистов, кстати, свои представления о герое. – Сергей Сергеевич Паратов — человек опытный, поживший, - говорит Дмитрий Кривошеев. - Излишний смех – это его маска. За ней прячется глубоко несчастный человек, так и не нашедший себя в жизни к 33 годам... Он такой же бесприданник, как и она. Похоже, не только он. По мнению режиссера, приданого нет здесь не только у Ларисы, но и у остальных героев. В смысле, духовного багажа. – Здесь у каждого своя трагедия, каждый делает свой выбор, и не все проходят проверку на прочность, - считает Вельмакин. Сцена из спектакля. Фото автора. История к финалу становится все более условной, о чем, собственно и намекала весьма аскетичная сценография. Это уже не "преданья старины глубокой" — дамы щеголяют в костюмах эпохи Серебряного века! А Лариса Дмитриевна поет (и замечательно!) романс начала ХХ века. Да и разговаривают они вполне современным языком (даже где-то "киндер-сюрприз" проскочил). Так что "бесприданники" — они здесь. Почти рядом... Спектакль Вельмакина — тактичное напоминание о "духовном приданом", необходимом сегодня. Ведь на приданое материально (даже на квартиру) девушки сейчас заработают сами. Да, это, конечно, Островский-light, легкая версия известной истории, максимально к нам приближенная, но не безбожно осовремененная. Не искореженная, а искренняя, уважительная, хотя и не новаторская. Но школьникам именно такая и нужна.