Народное наследие: завершается второй фестиваль "Душа Баяна"
Битва талантов Фестиваль "Душа Баяна" - это живой организм. Время его проведения все время меняется. Если первый фестиваль шёл 4 года, второй проводился в течение 2 лет, а третий уложится в один календарный год. - Сроки проведения сокращаются по просьбе участников. Они попросили нас вместить всю фестивальную программу в один год. Сначала пройдут отборы по всем округам, а осенью состоится суперфинал. Это связано с тем, что многие коллективы сформированы из учащихся музыкальных школ. Например, коллектив выиграл в отборочном этапе, а дальше дети заканчивают школу, и в суперфинале их уже трудно собрать, - рассказал Войтенко. Подводя итоги второго фестиваля, он рассказал, что в прошлом году отборочные туры прошли в пяти федеральных округах - Уральском, Южном, Северокавказском, Северо-Западном и Центральном. Завершилось все большим гала-концертом на площадке международной выставки-форума "Россия" (0+) на ВДНХ. В этом году прошли отборы в трех округах - Приволжском, Сибирском, Дальневосточном. Еще один отборочный тур состоится в Краснодарском крае, где примут участие музыканты из новых регионов. Пока за время прохождения фестиваля в нем поучаствовало более 50 регионов и более 25 тыс. участников. В Краснодаре добавится еще 6 регионов и около 2 тыс. участников. Суперфинал пройдет 8-9 ноября в Москве. Туда съедутся победители всех окружных этапов. Это коллективы, занявшие 1-е и 2-е места, а также обладатели Гран-при - всего около 120 концертных номеров. Гала-концерт состоится 10 ноября в Москве. - Это будет настоящая битва талантов. В прошлом году Гран-при выиграл ансамбль "Калинка" из Севастополя. Они увезли на себе в Крым дорогой концертный баян. Ребята были просто в восторге. Одно дело, когда тебе просто перечислили деньги на покупку инструмента, другое дело побороться за него с сильными соперниками, - говорит Войтенко. Баян оживет Одна из главных целей фестиваля - популяризовать баянную музыку. По словам Сергея Войтенко, в регионах не хватает кадров, чтобы обучать игре на баяне, да и желающих учиться не так много. - В 2025 году запускается новая программа "Земский работник культуры" которая помогает решать вопрос с кадрами в селах. Но остается проблема больших и малых городов, и в этом смысле фестиваль помогает педагогам оставаться в профессии. Ко мне подходят совершенно разные люди и говорят "Спасибо, что вы о нас вспомнили", - говорит Войтенко. Чтобы изменить ситуацию, одного фестиваля недостаточно. Необходим комплексный подход. - Нужна целевая правительственная программа по насыщению кадрами регионов. Нужно стимулировать людей, которые растут в своей области, чтобы они не уезжали в столицу, а оставались на малой родине, - считает Сергей Войтенко. Сейчас преподаватели и руководители музыкальных коллективов - это в основном люди, которые работали еще в Советском Союзе. Молодежи, которая приходит им на смену, крайне мало. Дети тоже идут учиться игре на баяне неохотно. В некоторых музыкальных школах отделения народных инструментов закрываются, потому что нет набора. Баян и гармонь - это инструменты, на которых базируется огромное количество исполнительских жанров: вокал, инструментальное творчество, хореография, театр. - Это наше национальное наследие, инструмент, который родился в Самаре, и мы должны его сохранить. Несмотря на то, что баян - один из самых молодых инструментов, его можно отнести и к самым "вымирающим". Кроме того, баян дороже фортепиано. Так что родители просто не могут позволить себе купить инструмент домой, - говорит Войтенко. Простор для творчества Своим опытом участия в фестивале поделился руководитель ансамбля песни и танца "Россияне" Иван Мельников. - Мы участвовали в "Душе Баяна" три раза и три раза становились победителями окружных этапов. В этом году мы завоевали Гран-при. Это праздник народного творчества, на котором можно демонстрировать разные стили и разные направления искусства, - говорит Мельников. - У нас есть опыт участия в суперфинале. Коллективы туда приезжают сильные и профессиональные. Есть на что посмотреть, с чем сравнить. Соревнование с такими коллективами помогает ответить на вопрос, а в правильном ли направлении мы идем? Всего в фестивальной программе 13 номинаций: инструментальные (солисты, ансамбли, оркестры), хореографические (солисты и ансамбли), вокальные (вокал с аккомпанементом, вокально-инструментальные ансамбли, хоры), театральная, художественное чтение, частушка и творческий номер. Самая молодая номинация - "символ баяна" - появилась только в прошлом году. - Сейчас в наших соцсетях проходит голосование. Нужно ответить на вопрос о том, кого в вашем регионе вы считаете символом баяна. На гала-концерте мы будем вручать таким людям-символам памятные статуэтки, - рассказал Войтенко. Разнообразие номинаций дает участникам простор для самовыражения. Так, в Санкт-Петербурге жюри удивил театр кукольных миниатюр, который показал целый спектакль, посвященный баяну. Продвигают на ТВ Важное преимущество фестиваля в том, что он открыт как для профессионалов, так и для любителей любых возрастов. Участие в нем абсолютно бесплатное. - Многие коллективы отказываются от участия - говорят: "Мы же профессионалы". А вы попробуйте потягаться с любителями! У нас очень часто бывает, что любители обыгрывают профессионалов, а дети - взрослых, - говорит Войтенко. - Профессиональный коллектив - это зарплаты, это уже налаженная работа, но нет "огонька". А для зрителя артист - это человек, который заряжает его энергией. За купленный билет зритель получает эмоцию, чтобы после концерта жизнь его на целый год стала счастливой. За время существования фестиваль стал своеобразным творческим лифтом для народных коллективов по всей стране. Победители получают не только современный баян, но и развитие дальнейшей карьеры. По словам Сергея Войтенко, призеры фестиваля периодически появляются на федеральных телеканалах.