Войти в почту

Золушка из Неаполя. Как Софи Лорен стала символом женственности и лицом итальянского кино

Софи Лорен (Sophia Loren) — живая легенда мирового кинематографа, итальянская актриса, чье имя стало нарицательным. За свою карьеру Лорен стала обладательницей большинства престижных наград и вошла в список 100 величайших звезд в истории американского кино по версии Американского института киноискусства. Каким был путь к славе, зачем кинодива приезжала в Тропарево-Никулино и как училась фирменной походке — рассказываем в материале ТАСС.

Золушка из Неаполя. Как Софи Лорен стала символом женственности и лицом итальянского кино
© ТАСС

Сложное детство Жердочки

Любовь к искусству и кинематографу передалась Софи Лорен по крови: ее мать, Ромильда Виллани, была выпускницей консерватории и приехала в Рим, чтобы стать актрисой. Ей предлагали быть дублершей Греты Гарбо, но планы нарушила внезапная влюбленность. У Ромильды завязался роман с инженером Риккардо Шиколоне, а вскоре наступила и беременность. 20 сентября 1934 года в столице Италии на свет появилась София Виллани Шиколоне — так при рождении звали будущую кинозвезду. 

Инженер был уже женат, поэтому София росла без отца. За всю свою жизнь она видела его лишь три раза и долго не могла простить того, что Риккардо не помогал им с матерью. Ромильда не теряла надежды, что ей все же удастся создать семью с Шиколоне, поэтому спустя пару лет родила от него еще и вторую дочь — Марию. Девочки росли на родине мамы, в небольшом рыбацком городе Поццуоли недалеко от Неаполя. Воспитывать детей помогала бабушка: в конце 1940-х она открыла бар, где подавала домашние напитки — Ромильда играла на фортепиано, Мария пела, а София работала официанткой.

София Шиколоне с детства была худой и высокой, за это одноклассники прозвали ее Stecchetto — Жердочка. Девушка переживала из-за своей внешности, но мать предложила ей поучаствовать в местном конкурсе красоты — "Королева моря". После того как София стала победительницей, она получила приглашения на модельные кастинги, в том числе и в столице.

В 1950 году Шиколоне поучаствовала в конкурсе "Мисс Италия", на котором завоевала приз "Мисс Элегантность" — жюри учредило его специально для нее. С тех пор София вместе с мамой и сестрой жила в Риме — подрабатывала моделью, снималась в массовке и эпизодах кино, позировала для журналов и комиксов. В 1952 году София Шиколоне стала призером конкурса красоты "Мисс Рим" и познакомилась с Карло Понти — успешным продюсером, который к тому времени открыл Джину Лоллобриджиду и находился в поиске новой восходящей звезды. 

Огранка алмаза

Карло Понти заключил контракт с юной моделью и взялся за ее продвижение: он предложил ей сменить имя на более звучное — София Ладзаро, и стал подыскивать роли. Большинство из них были второстепенными и часто — откровенными: в начале карьеры актриса снялась в нескольких малоизвестных фильмах обнаженной. Спустя годы, когда к Софи уже пришла популярность, Понти выкупил права на все эротические фильмы с ее участием, чтобы избежать скандалов и провокаций.

Псевдоним Софи Лорен был придуман Карло в 1953 году — он родился по ассоциации с именем популярной тогда шведской актрисы Марты Торен. Чувствуя, что у его подопечной большое будущее, продюсер всесторонне работал над образом Лорен: помог избавиться от южного акцента, обучил этикету, привил интерес к литературе, изменил прическу и макияж. Девушка занялась актерским мастерством, изучением английского и французского языков, чтобы играть не только в итальянских фильмах, а еще работала над фирменной женственной походкой. Говорят, чтобы научиться ей, Софи ходила между двумя рядами из тумбочек и захлопывала открытые дверцы бедрами. 

Подобно тому, как Пигмалион создал Галатею и влюбился в нее, вскоре чувствами к актрисе проникся и Карло Понти. Разница заключалась в том, что мифический скульптор был одинок, а продюсер, который к тому же на 22 года был старше своей протеже, имел жену и детей.

Получить развод в Италии в те годы было практически невозможно, поэтому в 1957-м Карло и Софи тайно поженились в Мексике. На их родине этот брак считался недействительным: узаконить отношения им удалось только спустя 10 лет, когда Ватикан все же утвердил развод Понти с первой женой.

Выход в свет

Работа над собой, а также продюсерский талант Карло Понти помогли Софи Лорен довольно быстро освоиться в мире кинематографа. Начиная с 1953 года она снималась в главных ролях. Первым ее фильмом, вышедшим в международный прокат, стала историческая драма "Аттила-завоеватель" (1954): в ней актриса сыграла вместе с Энтони Куинном

Известность и внимание критиков Софи Лорен принес фильм Витторио Де Сики "Золото Неаполя" (1954). На съемках картины, претендовавшей на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, актриса попала в родную стихию: ей досталась роль молодой свободолюбивой неаполитанки, которая пытается провести своего мужа, владельца пиццерии. 

Впоследствии Софи Лорен стала одной из любимых артисток Витторио Де Сики и снялась еще в семи его картинах. Некоторые из этих ролей — в фильмах "Чочара" (1960), "Брак по-итальянски" (1964), "Вчера, сегодня, завтра" (1963), "Подсолнухи" (1970) — стали одними из самых ярких в карьере Лорен. 

Именно этого режиссера звезда считает своим наставником. "Я открывала для себя профессию актрисы шаг за шагом: во время работы в артистическом мире Рима понемногу знакомилась с людьми, пробовала играть маленькие сценки, в которых была очень успешна, а потом познакомилась с великим режиссером Витторио Де Сикой, и с помощью этого потрясающего мужчины мне повезло стать хорошей актрисой", — говорит Лорен.

Лицо нового итальянского кино

С конца 1950-х годов режиссеры наперебой приглашали в свои проекты Софи Лорен: она играла в костюмных и военных драмах, романтических комедиях, приключенческих фильмах. При этом благодаря Понти актриса стала работать не только в Италии, но и в Голливуде: среди ее ранних американских картин — "Гордость и страсть" (1957) и "Плавучий дом" (1958), в которых Лорен снималась вместе с Фрэнком Синатрой и Кэри Грантом. Последний из этих фильмов даже претендовал на "Оскар" в двух номинациях. 

На рубеже 1950-х и 1960-х годов итальянское кино переживало расцвет — на фоне общей индустриализации страны Рим стал крупнейшей киноплощадкой в Европе. Появлялись новые жанры, открывались звезды, менялись темы фильмов, исчезали прежние табу — например, касавшиеся разговоров о мафии и спекуляции. В том числе и поэтому драму "Черная орхидея" (1958) ждал триумф в Венеции.

В этом фильме Софи Лорен сыграла Розу Бьянко — молодую вдову, муж которой погиб от рук мафии. По сюжету ей приходится терпеть нападки окружающих — героиня и сама винит себя в смерти мужа, при этом работает даже по ночам, чтобы обеспечить себя и трудного сына. Постепенно она сближается с Фрэнком Валенте — вдовцом, который влюбляется в Розу, но их отношения не одобряют окружающие. 

Сыграв в "Черной орхидее", Софи Лорен получила свой первый приз за лучшую женскую роль. Она открылась критикам и зрителям как талантливая драматическая актриса — впоследствии роли простых, но эффектных и сильных женщин со сложной судьбой стали ее козырем.

Голливудская слава

К образу вдовы Лорен вновь вернулась на съемках картины Витторио Де Сики "Чочара" (1960). Картина о жизни женщин в годы Второй мировой войны в Италии собрала призы в Каннах и на "Золотом глобусе". Софи Лорен наградили призом за лучшую женскую роль на "Оскаре": она стала первой в истории актрисой, получившей эту премию за фильм не на английском языке. "Когда вы смотрите фильм, вы плачете вместе с моей героиней. До этого я была лишь исполнительницей. Этот фильм сделал меня настоящей актрисой", — говорила Лорен

В 1960-е Софи Лорен стала одной из главных див мирового кино. Картины с ее участием выходили в международный прокат, получали награды на престижных смотрах, а ее партнерами по площадке становились легенды кинематографа. В "Чочаре" она играла с Жан-Полем Бельмондо, вместе с "королем Голливуда" Кларком Гейблом снималась в фильме "Это началось в Неаполе" (1960), с Марлоном Брандо и Чарли Чаплином — в "Графине из Гонконга" (1967). 

В те же годы родился ее дуэт с Марчелло Мастроянни — вместе они снялись в 14 картинах. Одна из самых значимых среди них — "Брак по-итальянски" (1964). Мелодрама Витторио Де Сики о том, как герой Мастроянни больше 20 лет морочит голову влюбленной в него женщине, стала культовой практически сразу после выхода. За роль отчаявшейся Филумены, которая идет на обман ради свадьбы, Софи Лорен получила множество номинаций и наград, в том числе и Серебряный приз за лучшую женскую роль на Московском кинофестивале.

Сотрудничество Софи Лорен и Марчелло Мастроянни продолжалось больше четверти века, последняя их совместная работа — "Высокая мода" Роберта Олтмена — вышла в 1994 году. 

Голливудские звезды в Тропареве-Никулине

Софи Лорен неоднократно бывала в СССР: советские зрители знали и любили ее, а она отвечала взаимностью, поэтому согласилась на съемки в итало-франко-советском фильме — "Подсолнухи" (1970). Режиссером военной драмы выступил Витторио Де Сика, в одной из главных ролей вновь появился Марчелло Мастроянни.

По сюжету Джованна, сыгранная Лорен, пытается разыскать информацию о своем муже Антонио, который после Второй мировой войны числится без вести пропавшим. Героиня не верит в его смерть и отправляется в Москву. После долгих поисков и призывов смириться в одной из деревень она все же встречается с Антонио, но выясняется, что у мужчины есть новая семья. 

Ради съемок в картине Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и Карло Понти прилетали в СССР. Во время просмотра фильма можно увидеть и центр столицы, и станцию "Ленинский проспект", и активно строящийся в те годы московский район Тропарево-Никулино, где снимали несколько важных сцен. 

Живая легенда

В 1970-е фильмы с Софи Лорен продолжали выходить ежегодно. Среди наиболее ярких картин тех лет можно выделить "Вояж" (1974). Эта мелодрама о запретной любви принесла актрисе приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Мировое признание на главных смотрах получила и драма "Необычный день" (1977), где партнером Лорен по кадру вновь был Марчелло Мастроянни

Постепенно актриса все реже принимала предложения режиссеров — в концу 1970-х она сфокусировалась на личной жизни и воспитании детей: с Карло Понти у них родились два сына. С тех пор по-настоящему известных и легендарных фильмов с ее участием не выходило.

Также на рубеже 1970–1980-х кинозвезда написала автобиографическую книгу, а в 1980 году снялась в байопике "Софи Лорен: Ее собственная история". Интересен этот фильм тем, что в нем актриса появилась не только как камео, но и исполнила роль родной матери. 

Собрав в 1990-е годы всевозможное почетные призы за вклад в мировой кинематограф — на "Оскаре", "Берлинале" и других престижных смотрах, — Лорен практически полностью отошла от съемок. Тяжелым ударом для нее стала смерть Карло Понти в 2007 году: чтобы пережить утрату, Лорен взялась за написание еще одной книги. "Я решила писать автобиографию именно для того, чтобы сохранить эту неразрывную связь с ним. В книге есть фото 1954 года, на котором Карло расчесывает мне волосы. Этот кадр говорит о нашей любви больше, чем тысяча слов", — говорила актриса.

Две последние работы в фильмографии Софи Лорен — картины, снятые ее сыном Эдоардо Понти: "Человеческий голос" (2014) и "Вся жизнь впереди" (2020).