Войти в почту

О скитаниях вечных и о любви: слушаем альбомы Зули Камаловой

На этой неделе, 18 сентября, дома в Мельбурне скончалась певица Зульфия Камалова. Уроженка Сарапула, она прожила в Австралии более 30 лет, став главной татарской исполнительницей вне Татарстана. Сольно и в сотрудничестве с группой The Children of the Undeground Зуля выпустила девять альбомов: от сборника песен народов мира до концептуального диска, посвященного любви.

О скитаниях вечных и о любви: слушаем альбомы Зули Камаловой
© Реальное время

Journey of Voice (1997)

Название "Путешествие голоса" можно назвать программным. Дебютный альбом Зули Камаловой — это собрание песен на разных языках: хинди, португальский, французский, болгарский, ирландский, русский. Значительная часть — народные. Но также есть Эдит Пиаф, Телониус Монк, Антонио Карлос Жобим, Цезарь Хунаро. При этом открывается диск песней "Җидегән чишмә", известной нам по исполнению Зухры Сахабиевой. А завершается вокальной авторской зарисовкой "Why Not?". На обратной стороне диска — фотография: молодая Зульфия танцует с отцом на фоне дровяника.

На гитаре здесь играет Кэри Люинкэмп, отец семерых детей, один из самых известных музыкантов Тасмании. Среди тех, с кем он играл ,— Томми Эммануэль и Оливия Ньютон Джон. Кстати, в 2001 году вышел сборник тасманийской музыки Music From The Island, где наряду с треками Зули и Люинкэмпа были песни дуэта Alchemy.

Тасмания — остров в 240 километрах южнее материка. Камалова и ее муж, контрабасист и исследователь Эндрю Таннер, жили там в городе Хобарте. Позднее они перебрались в Мельбурн.

(function() { VK.Widgets.Playlist("vk_playlist_348262_77522691", 348262, 77522691,'4528888a5d17912534'); }());

Aloukie (1999)

Первый татарский альбом Зули — это четыре ее авторские и девять народных песен. Стартует диск с "Сагыну", название которой переводится как "Тоска", хотя татарский слушатель сходу понимает, что речь идет о многогранном чувстве, которое, вероятно, и стало причиной появления альбома.

У пластинки три продюсера. Помимо Зули, это мельбурнский мультиинструменталист Мэл Уэбб, много играющий на бас-гитаре и перкуссии. И Мартин Такер, его инструменты — это кора, туба, а также пиано (он профессиональный настройщик). Вообще, в альбоме много басовитых звуков — диджериду, фагот. На их фоне голос Зули выглядит особенно объемно. При этом каждая песня — образец лаконичности. Появляются барабаны или аккордеон, но тут же могут исчезнуть.

С одной стороны — это этно, с другой, слышится влияние авторской песни (Камалова несколько раз говорила, что любит ходить в походы). Одну песню, "Бишек җыры", сделали этномузыколог Нино Цицишвили и Иосиф Жордания. Последний — доктор искусствоведения, заведующий и один из основателей Международного исследовательского центра по изучению многоголосия при Тбилисской консерватории, основатель ансамбля "Горани". Завершается диск соло для голоса — "Әллүки".

В 2000 году Aloukie получил звание лучшего альбома в стиле world music в Австралии.

<a href="https://zulya.bandcamp.com/album/aloukie">Aloukie by Zulya</a>

elusive (2002)

Татароязычная музыка, исполненная на множестве инструментов (к примеру, здесь есть кенийская лира литунгу и вдохновленный венгерским тарогато авторский саксилло). С влиянием музыки разных континентов и стран — от ирландской до средней-восточной. В 2007 году альбом переиздали, дополнив его пятью треками, записанными в Венгрии.

"elusive" (с прописной) — значит неуловимый, ускользающий. Во вступлениях и кодах можно услышать пение отца, шорохи и перестуки.

Самое важное — почти все слова здесь написала сама Зуля Камалова. На концертах и в интервью она говорила, что не училась в татарской школе, а на родном языке говорит благодаря бабушке. Порой угловатая, но больше прямолинейная, искренняя лирика Камаловой — одна из причин, почему эта запись так хороша: она говорит на языке большинства татароязычных слушателей. Кроме того, здесь — стихи Клары Булатовой, Харраса Аюпова и Ильсияр Иксановой. Здесь же звучит самая известная песня Камаловой — балканская "Йокысызлык"/"Бессонница".

<a href="https://zulya.bandcamp.com/album/elusive-expanded-edition">elusive (expanded edition) by Zulya</a>

The Waltz of Emptiness (and Other Songs on Russian Themes) (2004)

"Марш пустоты" — первый альбом группы "Дети подземелья": австралийские музыканты, но русский язык. В аннотации указывается, что Зуля покидает здесь поля Татарстана и обнаруживает себя на хаотичных улицах Москвы (и в его метро, на что указывает обложка). The Children of the Underground — это четыре человека. Аккордеонист Энтони Шульц, гитарист Лукас Михаилидис, контрабасист Эндрю Таннер и барабанщик Джастин Маршалл. При этом никуда не исчезает традиция приглашать в студию множество гостей: помимо духовых и струнных, здесь записывается мужской Gorani.

Из 14 песен в одиночку Камалова написала только пять. Заключительная "Невечерняя" — традиционная цыганская. Четыре песни она сочинила с мужем Эндрю. Еще пять — продукт всей группы. С появлением состава меняется и музыка: здесь слышится тяга к кабаре, с брехтовским зонгам. Ключевая песня, которую Зуля пела и в последние годы — "Прыжок": "Вся моя жизнь — борьба. Трудны решения. Я так хочу любви, но сильны сомнения".

<a href="https://zulyaandthechildrenoftheunderground.bandcamp.com/album/the-waltz-of-emptiness-and-other-songs-on-russian-themes">The Waltz of Emptiness (and other songs on Russian themes) by Zulya and the Children of the Underground</a>

3 Nights (2007)

"Три ночи" — татарские, русские и английские песни. То есть впервые Камалова поет авторский материал на языке стране, в которой живет. Интересна методика сочинения: хоть здесь и песни, полностью сочиненные Зулей, в других композиторами выступают участники коллектива. К примеру, "Детскую песню о птице" написал Джастин Маршалл. В середине альбома возникает считалочка о 12 девочках "Без-без-без идек, без унике кыз идек", превращенная в африканское заклинание.

<a href="https://zulyaandthechildrenoftheunderground.bandcamp.com/album/3-nights">3 Nights by Zulya and the Children of the Underground</a>

Tales of Subliming (2010)

Вроде бы альбом подготовлен группой. Но на обложке указан как сольный. Название Камалова объясняла так: "Сублимирование имеет два значения: мгновенное превращение из твердого вещества в газообразное — к примеру, как это происходит в случае с сухим льдом, или превращение во что-то более тонкое, чистое. В сказках часто происходит трансформация. Они о наших путешествиях в поисках индивидуальности в символической форме. Некоторые говорят, что каждый из нас отождествляет себя со своей собственной сказкой или с персонажем из нее. Tales of Subliming — это сборник зарисовок из жизни этих персонажей, небольших сцен из их путешествий". При этом слышится здесь и "сублимация".

Одна из музыкальных фигур, явно повлиявших на этот театральный альбом, — Том Уэйтс: от него пришли эти странные перкуссии и обработанное пианино. При этом диск — самый английский в дискографии: семь из 12 треков. Из занятных инструментов — колесная лира.

<a href="https://zulyaandthechildrenoftheunderground.bandcamp.com/album/tales-of-subliming">Tales of Subliming by Zulya and the Children of the Underground</a>

Kosmostan (2014)

Образец пост-иронии: Камалова превращается в дочь марсианской принцессы Татаэли и красноармейца Ильгизара Шагиахметовича Зиннатулина (другая версия — дочь Бога Неба), которая родилась в психиатрической больнице имени Велимира Владимировича Хлебникова. Зуля исполняет песни, аранжированные при помощи винтажных синтезаторов Германом Поповым, скрывающимся под псевдонимом O.M.F.O. Вместе они назвались Starship Z и вдохновились ретро-электроникой и Алексеем Толстым.

Этот альбом выходил и в Татарстане, причем журналистам устроили прослушивание в клубе в центре города. Третий участник альбома — баянист Айдар Гайнуллин, житель Берлина и лауреат 18 международных конкурсов. Его первое выступление в Казани состоялось с Зулей, которая тогда также дебютировала в столице на сцене НКЦ "Казань" в 2003 году (ныне — Национальная библиотека РТ). На обложке Камалова — в сценическом костюме.

<a href="https://starshipz.bandcamp.com/album/kosmostan">KOSMOSTAN by Zulya featuring OMFO</a>

On Love and Science (2015)

Шестиязычный альбом "Детей подземелья", самый занятный в их дискографии. Это история об астрономе, который пытается понять мир через язык цифр, и химике, который хочет создать девушку по имени Алма. Также эту историю превратила в книгу казахская художница Dilka Bear, живущая в Италии.

Вообще, в этот период Камалова очень интересуется театром. В частности, годом ранее она играет моноспектакль по собственной пьесе "Эволюция, революция и невеста по почте".

Музыка — смесь настроений сольных альбомов Зули с обилием пространства, в которое через эхо добавляется полиритмия, мотивы а ля Radiohead и дерзость в духе Курта Вайля. Хорошо описывает диск трек Other Side, где космическая пасторальность Stereolab сменяется саморазрушающимся джазом.

В группе теперь семь человек, к ней присоединились кларнетистка-саксофонистка Авива Эндин и трубач Имон МакНейлс.

<a href="https://zulyaandthechildrenoftheunderground.bandcamp.com/album/on-love-and-science">On Love and Science by Zulya and the Children of the Underground</a>

Six Days Loving (2019)

Символично, что последний альбом Камаловой — полностью на татарском. И следующий должен быть на татарском, его Зуля сочиняла на стихи отца (с него вышло два сингла).

Главный поэт "Шести дней любви" — жительница Казани Йолдыз Миннуллина. А главный музыкант — уроженец Нидерландов, живущий в Греции, Михиль Холландерс. Песни он аранжировал и при помощи традиционных гитар и пиано, но также и самодельных инструментов и найденной перкуссии (типа цифровой камеры и кусков дерева). Это очень занятная с точки зрения ритмики музыка: с одной стороны, здесь непростая лирика, с другой — под нее хочется танцевать, хоть и не сразу получается.

<a href="https://zulya.bandcamp.com/album/six-days-loving">Six Days Loving / Алты көн ярату by Zulya</a>

На восьмом треке "Бар да үзгә"/"Все изменчиво", объединяющем французский шансон и бардовскую традицию, с Зулей поет почитаемый ею Мубай, а на гитаре, варгане и контрабасе играет муж Эндрю Таннер. Альбом был полностью сыгран в том же году в театре Камала.