Сборы и выплаты артистам за публичное воспроизведение музыки оказались рекордными в 2023 году
Роялти артистам за публичное использование их музыки значительно выросли за прошлый год. Хоть и в меньшей степени, но это касается и иностранных музыкантов. Об этом пишет РБК со ссылкой на отчет Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
В прошлом году общие выплаты выросли более чем на 5 млн рублей по сравнению с кризисным 2022 годом, до почти 418 млн рублей. Из них иностранные исполнители получили почти 40 млн рублей, что в 2,3 раза больше предыдущего результата. Но это далеко не рекордные цифры, говорит гендиректор организации Алексей Карелов:
Алексей Карелов гендиректор Всероссийской организации интеллектуальной собственности «Система перестаривалась весь год, переориентировалась на российский и дружественный иностранный бизнес, искала альтернативные источники дохода. По итогам 2023 года можно уверенно сказать, что трансформация завершилась успешно, выплаты пришли в норму. Ощущение скачка связано с нормализацией ситуации на рынке колуправления. Напомним, что, согласно указу президента, собранные вознаграждения правообладателей из недружественных стран [необходимо направлять] на специализированный счет. Деньги аккумулируются на особых счетах типа ООО, разрешение на их вывод — это уже компетенция правительства РФ. Что касается российских авторов, то мы очень надеемся на то, что тренд сборов и выплат российским правообладателям сохранится и в следующем году, и все больше наших предпринимателей будут использовать в своей деятельности гораздо больше отечественного контента. От чего зависит распределение роялти музыкантам? Сбор зависит от того, насколько эффективно общества по колуправлению работают с пользователями, такими как телеканалы, радиостанции, концертные залы, заведения общепита, торговые центры и прочие категории. Было время, когда у организаций и правообладателей вообще не было инструментов контроля объема использования контента, приходилось полагаться только на честность партнеров. Сегодня удобные цифровые музыкальные сервисы, такие как FONMIX, «Кубик-медиа», многие-многие другие, легко собирают нам эти сведения и передают».
Факторов, которые повлияли на рост выплат музыкантам в 2023 году, немало, отмечают эксперты. О более значимых из них рассказывает главный редактор Intermedia Евгений Сафронов:
— Все больше пользователей творческого контента платят через коллективное управление за его использование. Это поддерживает в первую очередь производителей этого контента, то есть это производители фонограмм, авторы и исполнители, об отчислениях этим людям и идет речь, то есть все правообладатели. Второй момент — все больше денег вкладывается в творческие индустрии через большие фонды, государство поддерживает, вносит туда деньги наряду с другими лицами, и эти фонды внимательно следят за тем, чтобы все отчисления проводились правильно. Но, так как через фонды проходят уже десятки миллиардов рублей, что важно в зрелищных индустриях, которые насчитывают несколько сот миллиардов, то это уже значимая доля. Среди них много организаций, которые платят правообладателям сполна через коллективное управление. И это хорошо. Еще важный момент, вырос оборот культурных индустрий, проходит больше зрелищных мероприятий, больше музыки звучит.
— Можно ли прогнозировать, что такой позитивный тренд выплаты авторам будет расти и дальше?
— Однозначно будет расти, потому что еще большой кусок творческих индустрий находится в тени, то есть не производятся выплаты или производятся неверно, не полностью и так далее, это все еще будет упорядочиваться. Если все будет хорошо у общества, то тогда и эта ситуация тоже будет налаживаться.
Выплаты артистам выросли и по данным Российского авторского общества (РАО). За прошлый год они увеличились на 27% по сравнению с 22% — до 2,5 млрд рублей. Правообладателям из «недружественных» стран, а также иноагентам было выплачено более 19,5 млн рублей. Комментирует президент авторского совета Российского авторского общества, джазовый музыкант Игорь Бутман:
— Конечно, принес большей востребованности в нашем контенте, больше заказов, пишут музыку, она больше звучит. Все это имеет хорошие тенденции, потому что, несмотря на все политические штормы, продолжается творческий процесс. Ну и зарубежные выплаты, которые мы производим, — это тоже говорит о том, что собираемость становится более прозрачной.
— Может быть, еще эффективнее стала борьба с пиратством?
— Так оно и есть, потому что стало выгоднее платить официально, появились механизмы отслеживания, появилась возможность иметь больше агентов, которые проверяют, подслушивают, отслеживают, правовая база тоже в этом плане улучшается.
— Ваш прогноз, в будущем авторам, исполнителям — они будут и дальше расти?
— Естественно, они будут расти. На сегодняшний момент упорядочение, понимание всех действующих игроков, что лучше заключить контракт, лучше заплатить не так много, чем использовать все это в незаконном виде, потому что штрафы гораздо больше, чем то, что можно заплатить. С другой стороны, если все это выйдет на цивилизованные отношения, то у всех заработки будут расти.
Всероссийская организация интеллектуальной собственности отвечает за выплаты авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм за использование их музыки в коммерческих целях.