Как сделать музыкальное наследие публичным

Выполняется ли апрельское поручение раиса республики?

Как сделать музыкальное наследие публичным
© Реальное время

С 1 января 2025 года произведения татарского классика Салиха Сайдашева станут народным достоянием: исполнится 70 лет со смерти композитора — и его музыку можно будет исполнять публично без согласования с правообладателями. Появятся ли его произведения на стримингах? Возможно, апрельское поручение раиса республики об оцифровке классических татарских музыкальных произведений приблизит нас к этому событию.

70 лет без Сайдашева

Салих Сайдашев скончался в Москве 16 декабря 1954 года, в этом году будет 70 лет со дня его смерти. Это значит, что со следующего года музыка к спектаклям, песни, марши композитора станут народными и их можно будет публично играть, записывать и воспроизводить без согласования с правообладателями и каких-либо выплат.

Что такое музыка Сайдашева? Это классика. Спектакли "Галиябану", "Наемщик", "Голубая шаль", "На реке Кандре" и многое другое. К примеру, песня "Әдрән диңгез", известная нам по исполнению Ильхама Шакирова. Это "Марш Красной армии", звучащий на Казанском вокзале. Сейчас, кстати, в реестре Российского авторского общества 27 песен Сайдашева.

В апреле этого года на традиционной встрече татарской интеллигенции с Рустамом Миннихановым директор казанской детской музыкальной школы №18 им. М. Музафарова Ильзия Фатхуллина подняла вопрос представленности татарской классики в Сети. Как указала тогда пресс-служба раиса, она "отметила, что для популяризации классических татарских музыкальных произведений необходимо оцифровать работы, которые сегодня хранятся в нотных архивах. Рустам Минниханов дал указание организовать данную работу".

В результате появилось одно из поручений главы республики: разработать программу мер (дорожную карту) по оцифровке и популяризации музыкальных произведений татарских композиторов, хранящихся в нотных архивах, а также архивных видеозаписей и представить предложения по их реализации.

Это не первое приближение к задаче: в публичные цели Министерства культуры за 2022 год была включена оцифровка 500 композиций с представлением их в Сети. К сожалению, средства на эту цель не нашли и она так и осталась недостигнутой.

Что делать сейчас?

Желающий прослушать хотя бы часть музыкального наследия, которое хранится в архивах республики, при должном старании сможет это сделать. К примеру, не найдя нужных авторов на стримингах, можно открыть сайт Государственного симфонического оркестра РТ и послушать "Антологию музыки композиторов Татарстана", изданную на дисках лейблов Sony Music и Red Seal и презентованную в январе 2013 года. Либо посетить сайт оркестра La Primavera, чтобы оценить аналогичную антологию камерной музыки. Или зайти на портал "Мир татарской музыки", созданный Казанской консерваторией, где для ознакомления выложены 256 произведений: от фрагмента Первой симфонии Жиганова до мунаджата из села Большое Рыбушкино в Нижегородской области. Причем для последнего в соглашении с пользователем указано, что прослушивание происходит "с целью личного некоммерческого использования".

Исследователь также может поехать в село Столбище и обратиться в Государственный архив РТ, где сейчас находится более 38 000 единиц хранения фонодокументов, включая произведения композиторов. Ознакомиться с музыкой на месте.

В следующем году Госкомитет РТ по архивному делу реализует проект по интеграции каталога фонодокументов с сетью Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности. Значит, зайдя на сайт РЦИС.РФ — этой блокчейн-инфраструктуры по использованию интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности, можно будет узнать, кому сейчас принадлежит конкретная песня, и начать работу по ее извлечению в стриминги.

Проблема авторских и смежных прав — основной камень преткновения в развитии искусства. Вопрос не только в том, кто является наследником поэта и композитора, но и кому принадлежат права на исполнение, и насколько верно он понимает права на использование. Разумеется, никто не собирается выкупать авторство у наследников Рустема Яхина, но нужно объяснить его родственникам, что такое крохотное роялти со стримингов.

Записывать заново

Другой способ решения вопроса со смежными правами — новая запись. Этим, к примеру, занимается агентство "Татмедиа" в проекте "Милли мирас — киләчәк ядкаре". В планах — записать за пять лет 2 000 часов аудио, 20 радиоспектаклей, не менее 350 образцов музыкального наследия, создать специальные сайты. В частности, за два года было создано 1 200 часов аудиокниг, к концу года будет готово еще 395 часов. Все это передается радиостудиям "Китап", "Саф", "Татарстан", телеканалу "ШАЯН ТВ", размещается свободно в Сети.

С другой стороны, чтобы записать, нужны ноты, а их состояние тоже оставляет желать лучшего. В частности, в этом году стало известно, что оркестр Камаловского театра активно взялся за изучение нотных залежей, в результате чего в этом сезоне представит спектакль на основе балета "Су анасы"/"Водяная" Энвера Бакирова и комедию "Башмагым"/"Башмачки" по пьесе Тази Гиззата на музыку Джаудата Файзи. При этом многое из этого не изучено, что-то существует только в виде клавира (без оркестровки). Напомним, что одним из поручений раиса также является создание большой звукозаписывающей студии. Планируется, что она появится на базе нового здания театра Камала, которое аккумулирует все творческие силы республики.