Режиссер сериала "Последний богатырь. Наследие": мы сняли блокбастер мирового уровня

"Последний богатырь. Наследие" — расширение сказочной вселенной известной кинотрилогии — выходит в онлайн-кинотеатре Start 27 сентября. Позже его покажут в эфире телеканала "Россия". О том, как из 600 актрис выбрали двух на главные роли, кому делали грим по четыре с половиной часа в день и почему сегодня в целом важно снимать сказки, ТАСС поговорил с режиссером проекта Антоном Масловым, ранее снявшим такие проекты, как "Вампиры средней полосы", "Поехавшая", "Отель Элеон" и другие.

Режиссер сериала «Последний богатырь. Наследие» рассказал о съемках
© кадр из сериала «Последний богатырь. Наследие»

— Расскажите, пожалуйста, как вы решили присоединиться к франшизе, которая создается с 2017 года и уже имеет обширную фанбазу?

Снимать одну историю из вселенной "Последнего богатыря" это награда. Когда [сценарист и продюсер] Виталий Шляппо прислал мне звуковое сообщение на 10 минут и провел небольшой питчинг проекта, я сразу понял, что это мое. По сути, я подключался на стадии, когда сценария еще не было, но все было уже понятно. И с каждым драфтом сценария мне становилось все интереснее. В итоге мы делали эту историю пять лет, 123 смены, а два года просто находились в стадии подготовки, в то время как обычно хорошая подготовка к съемкам сериала занимает всего около трех месяцев.

— Удалось ли привнести в "Последнего богатыря" что-то от себя?

Франшиза "Последнего богатыря" максимально качественная, максимально любима зрителями. Я придерживался позиции, что мне необходимо взять все хорошее, что уже было создано до меня, и только усилить это, а главное не испортить. Не только найти нового зрителя, но и не обмануть старого. А планка изначально поставлена очень высокая.

Ну и, помимо прочего, у нас совсем другая история — она разворачивается в другое время, через 20 лет после событий последнего фильма, появилось много новых героев. Я бы сказал, что это не продолжение, а мощное ответвление большой истории.

— Если не секрет, на сколько сезонов уже расписан сериал?

Это точно начало истории. Посмотрите, какие у нас классные молодые актрисы Эвелина Мазурина и Арина Рожкова. Про их героинь нужно снимать кино. Уверен, это две новые звездочки, которых зритель точно захочет вновь увидеть на экране.

— Насколько сложным был кастинг, учитывая уже сформировавшуюся мощную команду?

Кастинг был совсем непростой. Понятно, что у нас уже был собран большой пул мощных артистов, таких как Елена Яковлева, Виктор Хориняк, Кирилл Зайцев. Но нам удалось привлечь в проект и новых героев — это и Виктор Сухоруков, и Юлия Пересильд, и Александра Урсуляк. Но сложнее всего было выбрать актрис на роли дочерей Ивана. Найти классных молодых артистов в такую команду — это вообще задачка со звездочкой, потому что они должны не уступать и быть на уровне с известными актерами или хотя бы стремиться к этому. В результате мы отсмотрели 600 девушек, кастинг шел больше полугода. Помимо прочего, нам нужно было найти богатыршу — двухметровую девушку, которая будет при этом очень обаятельной и впоследствии раскроется и с романтичной точки зрения. Задача была супернепростая. Но мы сделали это. Каким-то образом случилось так, что мы нашли Марью, а к ней ее сестру Софью. А когда мы на них посмотрели, оказалось, что они очень похожи на своих сказочных родителей, Виктора Хориняка и Сашу Урсуляк: одна на мать, вторая на отца. Это чистая магия.

— Связаны ли между собой серии или каждую можно смотреть отдельно?

Конечно, существует огромная история от начала и до конца с очень мощными подтекстами, заложенными идеями. Смотреть подряд сильно интереснее. Помимо сказки, это большое сложное кино. Но даже если зритель не знаком с этой историей, то мы в начале сериала ему помогаем рассказываем вкратце всю предысторию. На мой взгляд, это очень важно, сделать мостик, притом сделать его коротко, смешно, чтобы от него никто не уставал. Но чтобы зритель понял да, была вселенная, а теперь прошло 20 лет и это вообще другая история.

— А технологии какие-то отечественные задействовали?

У нас на проекте работал оператор Сергей Астахов, который снимал такие фильмы, как "Брат", "Брат-2", "Сердце Пармы", "Метро". Суперталантливый человек, он придумал кучу всего. Например, разработал специальные костры, которые видны при дневном свете, факелы воинов Ярычей, которые пришли с севера. В целом бюджет у фильма довольно высокий — это большой сериальный блокбастер мирового уровня. Притом у него есть важная отличительная черта — юмор. Мы одни из лучших в юморе, и мы точно можем делать так, чтобы зрители смеялись.

— Долго ли фильм находился в постпродакшне?

На самом деле у нас постпродакшн начался еще до продакшна, потому что иначе бы у нас ничего не получилось. Во время съемок я уже отдавал на графику готовые серии. У нас 5 тыс. шотов графики, в то время как в обычном блокбастере, где много графики, 700 шотов графики. После каждой читки сценария в группе повисало молчание. Мы читали, и никто не мог поверить, что мы это будем снимать. В некоторые вещи я сам как режиссер не мог поверить. Например, сцена в Третьяковской галерее, у нас там будут оживать картины. Мы репетировали эту сцену в течение нескольких месяцев, специально для нее было создано 150 костюмов.

— А сколько всего костюмов было подготовлено для проекта?

Костюмов у нас было очень много. Даже у актеров массовых сцен было по несколько костюмов 230 повседневных и столько же праздничных. Огромное количество уникальных костюмов разрабатывалось для наших главных героев. Чего стоит только костюм Александра Лыкова, нашего Соловья-разбойника: его накидка состоит из 50 разноцветных слоев, ателье такую делать просто отказались. С костюмами наших снежных воинов Ярычей мы тоже намучались: они должны были выглядеть максимально естественно, но при этом на грани будущего, прошлого, фантастики, сказки. В итоге костюмы получились очень теплые, как шубы, хоть мы и старались их максимально облегчить. Каскадерам, которые в них дрались, пришлось максимально нелегко. Но все справились.

— Кому бы вы отдали приз за самый сложный грим?

Елене Яковлевой, потому что она героиня абсолютная. Пластический грим Яги только кажется простым, но каждый день он создавался по четыре с половиной часа. Более того, для того, чтобы сохранить грим нетронутым, Елена Алексеевна не обедала каждый день в течение практически 50 смен. Только пила через трубочку и всеми силами старалась сохранить грим для кадра. Мне кажется, это заслуживает уважения. Также, конечно, интересная история — это грим Северина (роль исполнил Александр Устюгов — прим. ТАСС), у которого, по сути, две длинных бороды, которые расходятся одна влево, другая вправо. Эту бороду очень долго разрабатывали: она изготовлена из трех больших кусков, потому что еще же очень важно, чтобы она держалась на лице и не была тяжелой, так как Северин тоже выполняет огромное количество трюков, пролетов, падений, битв и важно, чтобы она не мешала. И при этом выглядела естественно. В итоге получился очень яркий персонаж у Северина, и самое главное, честный.

— Помимо Третьяковской галереи, где еще снимали?

Мы объехали весь Северо-Кавказский хребет, выбирая объекты. В итоге остановились на Эльбрусе, потому что он потрясающе подходил нам под задачи. Также абсолютно случайно выбрали для съемок место, где снимали "12 стульев", нам потом местные об этом рассказали. А еще у нас было 20 павильонов в Москве. Даже Третьяковскую галерею там также воссоздали. Хочу отметить еще одно магическое обстоятельство за все время съемок у нас не было ни одного переноса смены. Это большая редкость!

— А на площадке магия случилась, как работалось в команде?

На самом деле у меня всегда команды довольно теплые, но эта была особенной. Наверно, отчасти и потому, что мы очень долго готовились, очень долго снимали и очень долго друг другу помогали. Вывезти такой проект можно только с людьми, с которыми хорошо, с которыми по любви, и с теми, кто хочет сделать все классно. Для того чтобы у тебя получилось доброе кино, оно должно начинаться с площадки.

— Насколько я знакома с вашей фильмографией, вы в целом всегда про доброту.

Да, я амбассадор добрых историй.

— Это выбор ваш осознанный?

Конечно. Да, я снимал "Многоэтажку" это была драма про девочку, которая пропала в подъезде собственного дома. Этим проектом я хотел показать, что драму тоже могу снимать. В результате мы 23 смены снимали историю о пропавшем ребенке, а так как я всегда очень сильно вовлекаюсь, мне было очень тяжело морально. Потом я еще неделю болел и решил для себя почему бы не снимать именно хорошее? Понятно, что все мои истории это не чистый жанр, это в основном драмеди. Потому что в любой комедии основа это драма, с нее все начинается. Если нет драмы, то это будет, скорее всего, пустая комедия. Для нас, для нашего прекрасного народа важно и поплакать, и посмеяться. Нам нужен не только хлеб и зрелища, но и немножко попереживать, поразмышлять над всем этим. В этом, мне кажется, наша ментальность, да и наша сила.

— Сейчас очень много сказок на самом деле снимают. Не устанет ли зритель от них?

Это самый задаваемый вопрос. Во-первых, русское кино с каждым новым днем становится все мощнее. Я считаю, что у нас прекрасное будущее и сказки это один из жанров, в котором мы особенно сильны. Но у нас также есть спортивные драмы, комедии, ужастики, байопики, истории про наше прошлое и так далее. На любой вкус и цвет есть все, что хочешь. А что касается сказок если вам будет нравиться сказка за сказкой, разве это плохо? Сказка для нас это возможность поверить в фантастику. При этом через них мы получаем невероятную возможность изучать свои корни, переосмыслить свою бытность. Мы наконец-то пошли к своим корням. Наконец-то! Более того, я могу вам сказать, только что я был в Китае, и там тоже идут к осмыслению своей истории

— Как вы думаете, есть ли у вашего проекта потенциал выхода на зарубежные рынки?

Я считаю, что потенциал огромный. У нас есть невероятно смешной Колобок, которого озвучивает Харламов, есть Избушка на курьих ножках. Это герои, которые точно привлекут внимание любой аудитории, не только российской. Уверен, к нашей истории в целом легко подключатся иностранцы. Да, сейчас часть рынков закрыта, и непонятно, когда они откроются, но это может случиться в любой момент. Но в Азии, например, точно есть все шансы выйти, несмотря на то что это кино именно про нас и нашу историю. Когда мы смотрим китайское фэнтези нам же интересно, мы легко понимаем суть. Так же будет и тут. Да и кроме всего прочего, я считаю, мы выполняем большую миссию нашим проектом показывать детям, что такое хорошо и что такое плохо.