"Утиная охота" в театре имени Вахтангова. Симоновская сцена. Режиссер Аскар Галимов.
Лично мне показалось, что спектакль посвящается скорее всем театроведам и экспертам "Золотой Маски", так как в нем есть решительно все то, что любят "продвинутые" театралы: огромное количество символов, тексты – подтексты, красивые образы и, конечно, гениальный Максим Севриновский в роли Зилова. И, как итог, все билеты проданы на ближайшие месяцы. Зрители, конечно же, не обломаются. Спектакль получился очень добротный. Хотелось бы упрекнуть, да не в чем (кроме уж слишком подчеркнутого желания понравиться зрителю, хотя в этом ничего плохого нет, наверное). Концепция, с одной стороны, классическая, с другой стороны, выстроена так, что так и непонятно, жив ли Зилов, или он уже умер, и то, что мы видим на сцене – это призрак главного героя. И эта версия не лишена оснований. Суровая аскетичная атмосфера, инфернальные звуки, общая мрачность обстановки, официант (Данила Гнидо), в одной из сцен выполняющий функцию Харона, впрямую намекает на то, что для главного героя все уже кончилось. Притом, в прямом смысле. Впрочем, это совершенно не важно. Удивительно, но спектакль не выстроен на Зилове. Максим Севриновский, играя главную роль, фактически выполняет роль второго пилота, постоянно отдавая пас своим партнерам на сцене. И это интересная задумка, Севриновский как бы играет тень человека, и на фоне этой тени все остальные герои выглядят гораздо более ярко, у всех подчеркнутые выразительные характеры, каждый актер вжился в роль на все сто процентов. Что, конечно же, говорит о высшем уровне актерского мастерства, далеко не многие большие мастера способны на такое. У Севриновского получилось. Особенно хотелось бы отметить Евгения Косырева в роли Кушака. Получился нестандартный, но при этом яркий образ толстого, нелепого, комичного советского начальника. Каждое его появление тут же вызывало бурную реакцию зрителей. Однозначный претендент на лучшую мужскую роль второго плана. Впрочем, и другие образы были продуманы безупречно: Виталий Иванов – Саяпин – эдакий мальчик-романтик с гитарой, как будто только что пришедший с бардовского фестиваля. Дарья Щербакова – Валерия Саяпина – четкая и строгая жена – мамаша при непутевом ребенке-муже и так далее. При этом, как ни странно, все три женщины Зилова очень похожи друг на друга, как внешне (один и тот же образ), так и по характеру. Подумав, признаешь: это логично и символично. И все образы вращаются вокруг тени, можно сказать, пустого места (в хорошем смысле слова), которым и является Зилов. Удивительно, но Зилов – Севриновский малоэмоционален. Он может искренне заигрывать со зрителями. Как мальчишка радуется, когда выпадает орел вместо решки. Но как только речь заходит о вещах, по-настоящему серьезных и жизненных, он говорит о них совершенно равнодушно, он подчеркнуто пуст. Как будто уже знает, чем все закончится, как будто и не хочет о важном говорить, а если и кричит, то и этот крик тоже ничего не выражает. Надо крикнуть – он и покричал. И это вовсе не упрек, так задумано, такой образ. Если у Вампилова Зилов – пьяница, то здесь алкоголь убран на второй план. Это не история о том, как "пьяница – спился". Это история пустого человека, который совершенно не меняется в зависимости от выпитого алкоголя. Он пуст всегда. Понятно, что любого Зилова прежде всего будут сравнивать с Олегом Далем, но здесь сравнение совершенно некорректное. Это два совершенно разных героя, притом два честных героя. Да, они попадают в одни и те же ситуации, да, они произносят один и тот же текст, но они разные. Зилов Даля – все-таки мечущийся интеллигент своего времени, Севриновский – тень человека нашего времени. (Живой, мертвый, не важно – он тень) Он не устал, даже нельзя сказать, что ему наплевать, он просто присутствует, потому что так надо. Кому-то такой подход может показаться спорным, но он интересный и точно имеет право на существование (и, повторяю – образ создан великолепно. Севриновский – большой актер!). И именно эта "тень" образа особенно ярко подчеркивает последнюю сцену. Она отличается от вампиловского варианта. После "смерти" (фейковой или настоящей) нам показана романтическая сцена молодого Зилова с Галиной (Полина Чернышева). Она простая, человеческая, также сыграна без особых чувств, эмоций, но она очень честная и одновременно очень грустная. Наверное, самая мрачная сцена из всех. Складывается такое ощущение, что герои попали в колесо сансары. Да, все закончилось, но все начинается снова и снова, и эта цепь не закончится никогда. Трагедия обыденности и повседневности, - так бы я определил спектакль Аскара Галимова. Трагедия, понятная каждому, трагедия, о которой не кричат, не вопят, и от этого она звучит подчеркнуто мощно. В общем, если у вас появится возможность приобрести билеты на "Утиную охоту" – идите не раздумывая! Но точно не планируйте никаких важных дел на следующий день после спектакля. Настроение по окончании у вас будет слишком философское.