Кульминацией фестиваля "Мариинский - Владикавказ" стало открытие нового зала

Блиц-вояж мариинских артистов и специально приглашенных солистов во главе с Валерием Гергиевым продлился во Владикавказ менее двух суток. Но за это время гости успели дать один оперный спектакль и три концерта в филармоническом формате, а главное - представить стране и миру здание нового Культурного центра в историческом месте города.

Кульминацией фестиваля "Мариинский - Владикавказ" стало открытие нового зала
© Российская Газета

Культурный центр возник фактически на развалинах знаменитого памятника архитектуры 1877 года, где сначала среди прочих увеселений располагался "Синематограф братьев Пате", ставший в поздние советские годы кинотеатром "Комсомолец". Новую судьбу этому зданию подарил Валерий Гергиев. На средства его благотворительного фонда была произведена грандиозная историческая реставрация: из-под слоев штукатурки был высвобожден не только фасад красного кирпича, но и восстановлены потолки с исторической росписью. Теперь в красивейшем лофтовом пространстве можно проводить выставки, встречи, мастер-классы, а в Большом зале почти на 500 мест - концерты, как камерные, так и симфонические. В скором будущем появится и Малый зал на 120 мест. Этот притягательный Культурный центр - подарок всемирно знаменитого дирижера своей малой родине и городу, где прошли годы его детства и отрочества.

А накануне большого праздника и светского события мариинцы сначала выступили с концертом в здании лютеранской кирхи, которое после восстановления в 2016 году стало концертной площадкой - филиалом Мариинского театра - Северо-Осетинской государственной академической филармонией, а вечером уже на подмостках еще одного мариинского филиала - оперного театра, единственного на Северном Кавказе, петербуржцы представили оперу Масканьи "Сельская честь", в которой главные партии исполнили солисты петербургской мариинской труппы Юлия Маточкина, Ахмед Агади, Владислав Куприянов, Дарья Рябоконь и Елена Витман, а за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра - Валерий Гергиев. Получилось немного сбивчиво и нервно, как часто случается на гастролях, но очень страстно. Публика была счастлива.

В красивейшем лофтовом пространстве можно проводить выставки, встречи, мастер-классы, а в Большом зале почти на 500 мест - концерты

На следующий день вся фестивальная активность уже была сосредоточена исключительно вокруг нового Культурного центра. И хотя программа дневного концерта была вполне серьезной, он был адресован прежде всего детям Владикавказа и Беслана. И в нем ощущался легкий сказочный флер. В исполнении Мариинского оркестра под дирижерской палочкой Валерия Гергиева совсем юные слушатели завороженно внимали "Послеполуденному отдыху Фавна", написанному Дебюсси по эклоге Малларме, и любовались "Жар-птицей" Стравинского - прозвучала сюита из музыки балета, созданного композитором по мотивам сборника сказок Афанасьева. Также был исполнен Первый фортепианный концерт Родиона Щедрина, проникнутый интонациями частушек и русского фольклора. Солировал Абисал Гергиев - отец и сын символично выступили вместе на родине предков, обнаруживая новую страницу культурной жизни республики. После концерта Валерий Гергиев пообщался и сфотографировался с ребятней - детскому счастью не было предела. И, быть может, через пару десятилетий уже ставший знаменитым музыкантом кто-то будет показывать эту фотографию и вспоминать этот день своей жизни как один из самых важных и вдохновляющих…

Вечером на официально-торжественном открытии первое, что стало понятно, зал способен вместить и больше анонсированного числа зрителей. Программа концерта была чуть фрагментарной, по сути, но в тандеме с маэстро на сцену выходили только звезды, имена которых для публики были сюрпризом, и зал всякий раз взрывался овацией, встречая Ильдара Абдразакова, Дениса Мацуева и Агунду Кулаеву, солистку Большого театра, для которой Владикавказ - это тоже родные места.

Праздничный музыкальный коктейль составили 1-я часть "Романтической" симфонии Брукнера, оперные арии Далилы, Мефистофеля и песня Варяжского гостя, "Болеро" Равеля и грандиозный финал Второго фортепианного концерта Рахманинова. Концертный рояль Yangtze River китайского бренда, который впервые в России официально был представлен пять лет назад на Конкурсе имени Чайковского, - личный подарок Культурному центру от мецената Михаила Гуцериева. А на бис прозвучал фрагмент из легендарной песни в редакции, соответствующей случаю: "Eсли б знали вы, как нам дороги осетинские вечера". Зал взорвался в экстатическом восторге…

Теперь только крайне важно, чтобы после того, как отгремели праздничные фанфары, Культурный центр с залом, что обладает комплементарной акустикой для музыкантов, открывал двери не только по особым случаям, но и каждый день. Чтобы талантов, красоты и радости вокруг становилось только больше.

Дословно

Валерий Гергиев, генеральный директор Большого театра, худрук - генеральный директор Мариинского театра:

- Хочется поблагодарить всех тех, кто смог найти возможность помогать нам в таком неожиданном и быстром проекте, он реализован быстро, но пока еще не завершен до конца. Мы стараемся все сделать без поддержки государства и не просим местные власти останавливать какие-то другие программы и бросать средства. Мы просто входим и строим за счет поддержки наших друзей. За что им всем огромное спасибо.

Это здание - огромная часть истории Владикавказа. Оно пережило восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, очень непростые времена. Теперь здесь будут концерты, которые вольются в самое сердце города. Мне хочется верить, что первыми, кто выиграет от появления нового культурного пространства, станут дети, в том числе маленькие. Огромное количество детских акций планируется проводить и здесь, и в театре, который работает сегодня нарастающими темпами и успешно. Но это не значит, что оркестр Мариинского театра уехал и не собирается возвращаться. Конечно, мы будем максимально точно насыщать наши концертно-театральные программы. Ведь подобные культурные проекты помогают укреплять связи между народами и мир на Кавказе.