Войти в почту

Российские музыкальные стриминговые сервисы начали маркировать артистов-иноагентов

В 20 часов 4 октября, а где-то с небольшим опозданием, под именами и фамилиями некоторых музыкантов в российских музыкальных стримингах появились слова: «Признан иноагентом». За несколько часов до этого зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин написал в Telegram: «Иноагенты больше не смогут скрывать свой статус от пользователей музыкальных сервисов. А благодаря маркировке каждый пользователь примет осознанное решение, нужно ли ему поддерживать таких артистов (ведь размер вознаграждения, которое получает исполнитель, напрямую зависит от количества прослушиваний)».

Российские музыкальные стриминговые сервисы начали маркировать артистов-иноагентов
© BFM.RU

Параллельно глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн заверил подписчиков своего телеграм-канала в том, что творчество артистов-иногентов никто запрещать не будет (если, конечно, содержание треков не нарушает законодательство РФ). То есть музыка останется на стримингах. Слушать ее или нет — дело вкуса. Но роялти за прослушивания исполнитель получать не будет, заключил Хинштейн.

Получается, что заявления членов одного комитета ГД в части роялти музыкантов-иноагентов прямо противоречат друг другу. За разъяснениями Business FM обратилась к Александру Хинштейну. Он противоречий не видит.

Александр Хинштейн глава комитета Госдумы по информполитике«Надо понимать, что речь идет о разрабатываемой инициативе, которая пока не внесена в Госдуму, естественно, она не стала законом, а следовательно, не работает. Но после того, как такая инициатива появится, а я в этом более чем уверен, конкретно на стриминговых сервисах иноагенты не будут получать роялти. При этом возможность прослушивания и скачивания композиции сохранится. Таким образом, каждый пользователь (мой коллега Горелкин прав) для себя индивидуально будет решать: слушать, скачивать ему эту композицию или не скачивать».

По словам Александра Хинштейна, авторы текстов и музыки к песням иноагентов при этом продолжат получать роялти (если они тоже не иноагенты). Механизм, как именно можно будет отделить авторов от исполнителей, пока прорабатывается, заявил депутат. Впрочем, в случае с российскими музыкантами, признанными иноагентами, очень часто они сами пишут себе и тексты, и музыку. А роялти за все это они не получают уже больше года. По крайней мере, так говорили сами артисты, опрошенные РБК летом 2023 года.

Тогда же в Российском авторском обществе изданию пояснили, что в случае с российскими музыкантами-иноагентами работает такая же схема, как с правообладателями из недружественных стран. Для них заводится специальный рублевый счет, туда идут все положенные отчисления, но если иноагенты хотят забрать эти деньги, они должны получить разрешение правительства РФ. О том, чтобы кто-то из артистов обращался за таким разрешением, пока не сообщалось. Так что, по сути, появление маркировки на стримингах для них не меняет ничего.

С другой стороны, кажется, что музыканты, признанные иноагентами, и так оказались в более выгодном положении по сравнению с представителями других творческих профессий. Актерам-иноагентам не дают новых ролей, а иногда даже вырезают из уже отснятых фильмов. Театральных режиссеров-иноагентов на афишах представляют как «режиссер — режиссер». Музыкантов, конечно, убрали из федерального радиоэфира, но на стримингах остаются не только их старые песни, они могут заливать туда и новые треки. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что музыкантов просто сложнее запретить:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Я не думаю, что музыканты страдают меньше. Там, где требуются коллективные действия, запретить легче, это происходит, мы видим запреты концертов, срывы и так далее. Просто актерам трудно творить без коллектива, без контекста, без цены, без съемочной площадки, а музыканта, который записал мелодию, труднее контролировать, труднее блокировать, поэтому там, где технически ограничить музыкантов легко, это делается. Но полностью заблокировать музыкальное творчество сложнее, чем заблокировать появление новой продукции актеров».

На сегодняшний день в реестре иноагентов, который ведет министерство юстиции, числятся несколько десятков российских музыкантов. Если очень грубо, условно половина — молодые рэперы, половина — пожилые рокеры. Некоторые из них через суд пытались оспорить присвоение им этого статуса. Но безуспешно.