Музыка, пропущенная через сердце: Наталья Балашова - о характере аккордеона, песенных застольях и классике
Поющая душа - Как случилось, что в детстве вы увлеклись игрой на аккордеоне? - Мне было десять лет, когда я увидела по телевизору виртуозное выступление великого аккордеониста Валерия Ковтуна. Меня это покорило, захотелось научиться играть так же. И я попросила родителей привести меня в музыкальную школу. Мы пришли в августе, набор в класс аккордеона был уже закончен. В приемной комиссии мне предложили выбрать какой-нибудь другой инструмент. Но я все-таки настояла на аккордеоне. Папа меня поддержал. Он сам занимался танцами и играл на баяне, будучи самоучкой. Я спрашивала: "Папа, а когда ты научился играть?" "Дочка, да просто берешь инструмент и играешь", - отвечал он. У мамы был прекрасный голос. Я помню застолья, когда гости собирались на дни рождения и другие праздники. Все пели за общим столом. Народные песни, военные. И как пели! Звучало красивое многоголосье. К сожалению, эта традиция песенных застолий утеряна в большинстве семей. - Наверное, у каждого музыкального инструмента свой характер. Каков он у аккордеона? - Для меня этот инструмент - поющая душа. Он не только извлекает радостные, праздничные звуки, но настолько трогает тебя, что невозможно не откликнуться на эту музыку. Появившись в нашей стране позднее баяна и вступив с ним в конкуренцию, аккордеон не проиграл. Но какое-то время на него в стране был негласный запрет. Например, когда я оканчивала музыкальное училище, поступить после него в консерваторию по классу аккордеона было невозможно. Этот инструмент был "реабилитирован" уже в девяностые годы прошлого столетия. В последние годы аккордеон, как и баян, стал популяризироваться - по всей стране проходят конкурсы. Но все же хотелось бы, чтобы в обществе было больше внимания к этому инструменту. - Много ли сегодня у вас учеников, которые занимаются по классу аккордеона? - Всего трое. Занятия проходят индивидуально. - Как вы считаете, любую ли мелодию можно переложить для этого инструмента? - Сейчас выпускают такие аккордеоны, которые позволяют играть фортепианные и скрипичные сочинения. Сложные произведения – например, концерт Сергея Рахманинова - на аккордеоне все-таки не сыграешь, не хватит диапазона. Однако многие сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта, Фредерика Шопена перекладываются для нашего инструмента. Например, мой ученик Алексей Логанов, который занимается в академии имени Гнесиных, замечательно исполняет такие произведения. - Вы поддерживаете связь со своими выпускниками? - Да. В основном - по переписке в социальных сетях. Любовь к классике - Ваши личные музыкальные предпочтения? - Я очень люблю слушать скрипичную, фортепианную, органную, симфоническую музыку. Для меня это отдушина. Из композиторов люблю Рахманинова, Баха, Моцарта, Грига, Бетховена. Это та музыка, на которой я продолжаю учиться. Но не она, к сожалению, является фоном нашей жизни. Я не испытываю наслаждения от той музыки, которая звучит в автомобилях. Для восприятия классических произведений нужен определенный настрой. Они требуют от нас размышления, погружения в них. Эту музыку невозможно слушать фоном для других занятий. Дети, которые занимаются у меня, любят и рок, и рэп. Я не воспринимаю эту музыку. Но не пытаюсь отучить от нее своих воспитанников. Просто стараюсь привить им любовь к классике, общаясь с ними, предлагая послушать музыкальные записи профессионалов. И мне кажется, ребята доверяют моему опыту и вкусу. Сейчас мы репетируем с нашим оркестром русских народных инструментов "Па-де-де" Альфреда Шнитке из балета "Эскизы" (12 +). Готовясь к исполнению этого непростого произведения, мы долго беседовали с ребятами. Потом я поставила им запись исполнения этого сочинения, и они были в восторге. - У оркестра "Перезвоны", которым вы руководите, большая история. Ему больше четверти века. Давайте вспомним, как все начиналось. - Меня тогда только пригласили работать в музыкальную школу имени Кабалевского. Директором была Галина Викторовна Прокудина. Она сказала мне, что очень хочет, чтобы в школе появился оркестр русских народных инструментов. Многие педагоги до этого пытались создать такой коллектив, но не получалось по разным причинам. Директор предложила создать такой оркестр, он появился в 1998 году. Изначально в него входило 35-40 детей, в последнее время состав сократился до 26 исполнителей. Инструменты те же - домра, группы балалаек, баянов и ударных инструментов, флейта, кларнет, клавишные гусли. - Как формируется репертуар? - Мне помогает в этом мой бывший педагог Раиса Федоровна Белякова - я училась у нее по классу дирижирования в Самарском государственном институте культуры. В нашем оркестре она выступает вместе с учащимися, играет на домре. В репертуаре много классики. Музыка Баха, Свиридова, Хачатуряна, Верди, Глиэра. Есть и переложения танго Астора Пьяццоллы (12+), и эстрадные мелодии, и обработки народных. Как-то один ученик предложил для оркестра сочинение одной из рок-групп, но, так как мне непонятен этот стиль, я ему мягко отказала. - Сколько номеров вы могли бы предложить для концерта вашего оркестра? - Последнее наше выступление, которое прошло в ДК Железнодорожников имени Пушкина, состояло из семнадцати произведений. Длился концерт полтора часа. Мелодии ко Дню Победы - Ваш коллектив продолжает участвовать в творческих конкурсах? - Обязательно. И занимает первые места. В последнее время мы участвовали во всероссийских конкурсах, которые были организованы в Москве, Санкт-Петербурге. Но эти творческие соревнования проходят онлайн, мы посылаем жюри свои записи. Из финансовых соображений нашему коллективу сложно собраться и поехать куда-то в другой город. - Что в планах у "Перезвонов"? - Сейчас мы работаем над новой программой. Туда также войдут семнадцать произведений. Семь из них будут исполнены впервые. Это, например, сочинения Веры Городовской на темы народных песен (0 +), Василия Андреева, Шнитке, Пьяццоллы. Исполним также композицию Александра Касьянова на темы песен о Великой Отечественной войне (6 +). Эти песни - "Синенький скромный платочек", "В лесу прифронтовом", "Я уходил тогда в поход" и другие - пропущены через сердца их авторов. Они не могут не затронуть наши души. Великая Отечественная прошла через все семьи. Мой дед погиб на войне. Отец, оставшись сиротой, в пятнадцатилетнем возрасте пошел работать на завод. Он был шлифовщиком. Наш концерт будет приурочен к восьмидесятилетию Дня Победы и пройдет в Самаре в апреле будущего года. В марте будет отмечаться еще и юбилей нашей музыкальной школы - ей исполнится 65 лет.