Редкая опера "Птицы" появилась на афише Театра имени Наталии Сац
Единственный в мире Детский музыкальный театр вот уже четыре года находится в затруднительном положении затянувшейся реконструкции своего знаменитого Большого зала. Но чтобы в родном доме не переставала звучать музыка и будто бы даже в эмоциональную поддержку строителей худрук коллектива Георгий Исаакян придумал проект "RE-Конструкция", в рамках которого в фойе театра исполняются неслыханные и невиданные в России редкости. В попытке доказать, что все же бывают незаслуженно забытые произведения на этот раз представили оперу Вальтера Браунфельса "Птицы", что прежде никогда не звучала ни в СССР, ни в России.
"Птицы" - лирико-фантастическое действо в двух актах с прологом, как сам определил жанр своего творения немецкий композитор Вальтер Браунфельс. Либретто на немецком языке он тоже написал сам, взяв за основу одноименную комедию Аристофана. Сюжет простой, но сказочный и нравоучительный, в нем много едкого юмора и даже политической сатиры. Два друга, разочарованных жизнью среди людей: Хоффегут, оплакивающий свои неудачи с женщинами, и Ратефройнд, бегущий от упадка искусств, - в скитаниях открывают волшебное Царство Птиц. Они уговаривают его обитателей воздвигнуть крепость, парящую между небом и землей, чтобы перехватывать дым людских жертвоприношений богам, тем самым вынудив богов платить дань. Птицы соглашаются и строят воздушную крепость, что вызывает гнев Зевса, который насылает страшную бурю, разрушающую крепость. И двум друзьям-путешественникам - в российской премьере их имена переведены дословно и означают Добронадёжев (Максим Дорофеев) и Вернодругов (Данил Князев) - ничего другого не остается как вернуться обратно в мир людей. Но Хоффегут чувствует себя навсегда преображенным незабываемым поцелуем, что подарила ему прекрасная Соловушка в волшебном царстве...
Опера Вальтера Браунфельса "Птицы" прежде никогда не звучала ни в СССР, ни в России
Великий Бруно Вальтер, дирижировавший в Мюнхене премьерой "Птиц" в 1920 году, назвал оперу благородным и чарующим сочинением, одним из тех, что дают смысл и ценность жизни. А побывавший на той премьере музыковед Альфред Эйнштейн писал: "Это прыжок в абсолютное безвременье… Такого совершенного произведения искусства еще не было представлено на современной немецкой оперной сцене!" Но все эти восторженные реляции не сделали эту оперу востребованной и популярной у публики даже в немецких театрах. Так распорядилась жизнь, что Браунфельс оказался композитором и человеком очень сложной судьбы, потонувший во времени.
При возникновении подобных раритетов слух всегда ищет какие-то подсказки и что-то узнаваемое. Эта партитура, над которой автор работал семь лет, построена на изящном и с математической точностью продуманном смешении всех основных стилей и направлений в музыке. Тут присутствует императив, заставляющий сравнивать ее с " Нюрнбергскими мейстерзингерами" Вагнера, "Страстями Баха, "Палестриной" Пфицнера и "Каприччио" Рихарда Штрауса, которое было написано двумя десятилетиями позже. А иногда и вовсе переключается едва ли не на опереточные куплеты, ближе к Легару или Кальману… Кто, у кого и сколько заимствовал, кем и чем вдохновлялся в искусстве - всегда остается вопросом открытым. Но в любом случае, коктейль, приготовленный Браунфельсом с использованием и барочных аллюзий, и французского сюра, красив и не лишен притягательности.
Из-за условности пространства Ротонды, где разворачивалось представление, вся театральность оперы была сосредоточена в роскошных, с выдумкой пошитых костюмах при поддержке видеоряда. Этот вынужденный театральный аскетизм был в помощь певцам. Партитура, требующая виртуознейшего подражания пению самых разных птиц, испытующе трудна для вокалистов. Кроме прекрасной Соловушки (Анна Малькина), чудесного Королька (Полина Севастьянова) и комичного Фламинго (Сергей Петрищев), присутствуют и птицы важные и хищные - Удод, царь птиц (Денис Болдов), Орел (Алексей Красовский), Ворон (Илья Варанкин), а также дрозды, ласточки, синицы, голуби, чибисы, кукушки, вертишейки и другие пернатые.
И несмотря на всю очевидную кропотливость проделанной в театре работы (в собственных мастерских даже изготовили эффектный деревянный ветродуй, присоединившийся к партикулярным инструментам в оркестре), эксклюзивное дело все же не обошлось без купюр. Так, вместе с некоторыми повторами исчез и страстный любовный дуэт Соловушки и Хоффегута в начале второго акта, что очень жаль в контексте исторически значимого первого и все же, надо думать, на многие годы вперед, единственного исполнения в России.
Проект "RE-Конструкция" презентует уникальные вещи. Так, два года назад таким же образом была представлена опера "Нуш-Нуши" Пауля Хиндемита. И тогда, и сейчас за дирижерским пультом оркестра стоял главный дирижер театра Артем Макаров, имеющий вкус и умение в приготовлении музыкальных деликатесов.