Ну, за искусство. Александр Рогожкин – режиссер с национальными особенностями
Он научил нас тому, что тосты должны быть короткие и емкие, что менты должны быть честными, а охота бескровной. На этой неделе исполнилось бы 75 лет Александру Рогожкину. Корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова о режиссере с национальными особенностями.«Особенности национальной охоты» – кино-анекдот, только с философией. О загадочной русской душе и об иностранце, что пытается ее понять. Получилось, то грустно, то смешно.
За образом финского студента сам Александр Рогожкин. Он также оказался с приятелями на охоте. Дело закончилось сценарием культового фильма. После «Особенностей» режиссера назвали вторым Гайдаем. Но стать комедиографом он не стремился.
«Чтобы мысль обнажить, над ней надо посмеяться это Рогожкин», – говорил советский и российский актер театра, кино и дубляжа Виктор Бычков.
Александр Рогожкин закончил истфак Ленинградского университета. На «Ленфильм» пришел художником-декоратором. А после стал учеником Сергея Герасимова. Карьеру начал с «другого кино». Работы называли «чернухой» и социальными памфлетами. На экране мать губила дитя в «Мисс миллионерша». «Чекист» расстреливал без суда и следствия. А в «Карауле» сослуживцы убивали друг друга. Рогожкин и «Особенности национальной охоты» задумывал не комедией.
«И Рогожкин он был очень долго злой на нас, что мы испортили его хорошее кино», – вспоминал финский и российский киноактер, телеведущий Вилле Хаапасало.
До слез смешной фильм вышел в сложное для страны время – 90-е.
«Дефолт, там, какие-то «черные» понедельники, война в Чечне. Мне просто хотелось сделать фильм, который, в общем-то, показал нормальных людей, которые уезжают на такое самое заурядное занятие, как охота», – вспоминал народный артист России Александр Рогожкин.
Режиссер-историк предпочитал работать близко к тексту. Говорят, импровизацию не поощрял даже в критических ситуациях. А их на съемках «Особенностей» было много: то моторная лодка перевернется, то медведь нападет.
«Своих» не бросал: собрал плеяду «актеров Рогожкина» и шел с ними из проекта в проект. Любимых персонажей зрители увидели еще в трех «Особенностях».
Следом на коленке без денег уже культовый режиссер снял первые серии «Улиц разбитых фонарей». Герои жили скромно. Взяток не брали. Работали на совесть. Тем и покорили зрителей.
«Появилась правда. Страна жила так, как мы жили на экране. Три рубля до зарплаты и одевались-то скромно, стоит ли говорить, что первые серии мы снимались в своих костюмах», – рассказал заслуженный артист России Сергей Селин.
«Реальные сотрудники говорили, а чего вы в этом отделении работаете, переходите к нам: у нас талоны на бензин, зарплата побольше. Мы отвечали, мол, нет мы же… А они: «Да, ладно, мы же видим вы наши, свои», – отмечал заслуженный артист России Александр Половцев.
Улицы разбитых фонарей» стал первым российским сериалом и задал планку. Этого момента в сценарии не было. Рогожкин услышал байку на съемочной площадке и сразу снял. В работе «оперов» не разбирался, но по историям писателя Андрея Кивинова смог прочувствовать «ментовскую жизнь».
«Он четко уловил абсурдный элемент, который в этих книгах был. И он его передал настолько удачно. Если бы какой-то другой режиссер снимал пилотные серии, такого бы не получилось», – подчеркнул писатель и сценарист Андрей Кивинов.
Мягкий, негромкий со «своими», он был жесток вне площадки. В 1998-м Рогожкин решил рассказать о войне на Северном Кавказе. История столкновения солдат и местных жителей показалась заказчику затянутой.
«Протягивает мне листок молча, где описаны сцены, которые нужно вырезать», – вспоминал кинорежиссер, сценарист и продюсер Сергей Сильянов.
«Блокпост» получил Главный приз «Кинотавра». Его хотели выдвинуть на «Оскар», но место занят «Молох» Сокурова. Зато картина принесла режиссеру семейное счастье. На съемочной площадке Рогожкин познакомился с будущей женой. Юлия была монтажером и продюсером.
Любовь настигла и в творчестве. В его «Кукушке» судьба свела саамскую женщину с русским и финским солдатами. На фоне Второй мировой войны получилась история о мире.
А в «Кукушке» руководство кинокомпании хотело видеть других актеров без комедийного прошлого. Он отстоял «своих» и погрузил в драму.
«Финальная сцена должна быть со снегом. Он говорит: снег будет. 19 октября выпадает роскошный снег. К вечеру он тает. Сцена снята!» – вспоминал Сергей Сельянов.
«Кукушка» тоже могла побороться за Оскар, но комиссия в последний момент выбрала «Дом дураков» Кончаловского.
«Эта ревность, а вдруг дадут Рогожкину «Оскар», а нам», – считает Сергей Сельянов. Режиссер не заметил домашней драмы. Завести детей у Рогожкиных не получалось. И однажды супруга не выдержала покончила с собой.
«После смерти Юлии его жены. Он себя заточил. Он вызвал болезнь сам у себя», – рассказал Виктор Бычков.
Тихо в затворничестве, как созданный им егерь-философ, режиссер прожил последние 10 лет. Писал. И не зря. По сценарию его сегодня снимают новый фильм – теперь об «Особенностях национальной больницы». В его фильмографии три десятка картин. В каждой о той самой русской душе, которую Рогожкин понял.