
Вступив в осень, мы продолжаем праздновать 225-летие Пушкина. В первый осенний месяц в столице открылось …
Источник: –MK.RU
Вступив в осень, мы продолжаем праздновать 225-летие Пушкина. В первый осенний месяц в столице открылось несколько выставок, посвященных поэту, которые раскрывают его личность и творчество с разных сторон. И пока не закончился юбилейный поток света «солнца русской поэзии», «МК» решил разобраться, как великий поэт не только реформировал русский язык, но и участвовал в создании национальной русской оперы, которая так любима по всему миру.
Сразу скажем, что сам Пушкин, к сожалению, игрой на музыкальных инструментах не владел, хотя и был чрезвычайно музыкальным. В Царскосельском лицее, где учился будущий гений, были факультативные уроки игры на различных инструментах. Основное образование давали за государственный счет, а вот за музыкальное приходилось доплачивать из родительского кармана. Друзьям Пушкина — Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру — родители доплачивали, а вот Сергей Львович, отец Пушкина, оказался человеком прижимистым и денег сыну не дал. Пушкин сожалел всю жизнь, что, в отличие от товарищей, не приобрел музыкальных навыков, но музыкальность поэта выдают его произведения. Всплеск композиторского интереса к творчеству Пушкина начался еще при жизни поэта. Прежде всего речь пойдет об опере, хотя начиналось все с романсов на его стихи. Сам Пушкин, кстати, слушал итальянскую оперу, так как отечественное оперное искусство только начинало формироваться в то время. «Отцом» русской национальной оперы был Глинка, а продолжили его дело члены Балакиревского кружка, или, как их называют иначе, «могучая кучка» — пятерка композиторов, чье творчество приходится уже на вторую половину XIX века и развивает идею воплощения русской национальной идеи в музыке. «Русская оперная школа, формируясь, будет ориентироваться на национального поэта, — объясняет доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Егор Сартаков. — Если еще при жизни Пушкина к «званию» были вопросы, то ко второй половине XIX века это место уже не оспаривалось. После его смерти, когда вышел цикл статей критика Белинского о Пушкине, все понимали, что «солнечной системой» русской литературы является именно Пушкин. Поэтому вполне логично, что члены Балакиревского кружка, и не только они, обращаются именно к его сюжетам». «Руслан и Людмила» Первая на очереди опера на пушкинский сюжет — «Руслан и Людмила» Глинки. Что саму поэму Пушкина, что оперу аристократическое общество в основном обругало. По мнению доцента Московской консерватории музыковеда Романа Насонова здесь две причины: «Во-первых, Глинка сделал несценическую по меркам того времени оперу — громоздкую. А во-вторых, в XIX столетии каждая нация искала свой эпос, в России же, у нашей великой нации, его найти оказалось довольно сложно. «Руслан и Людмила» Пушкина — вещь чудесная: шутливая, пародийная, литературная игра и аллюзии, но не эпос». Так что Глинке предстояло выполнить «общественный заказ», воплощавший триаду — «православие, самодержавие, народность». Но опера его оказалась скорее лирическими зарисовками из сцен, которые любил сам Глинка в произведении Пушкина. В общем, ожидания царской семьи и патриотически настроенной общественности не оправдались. В одном Глинка точно вторил Пушкину: он опережал свое время. За это и на поэта обрушилась критика современников. «Пушкин, который создает русский литературный язык, оказывается чужд современникам, — объясняет Егор Сартаков. — Они привыкли к другой литературе. Но гений как раз тот, кто не идет в рамках уже созданного, а взрывает привычное, устоявшееся и создает новое в искусстве. Современники не любили музыку Баха, не любили музыку Моцарта, не любили поэзию Пушкина, так что в этом смысле Александр Сергеевич попал в хорошую компанию». Однако у оперы нашлись и заступники, среди которых — Василий Жуковский. После прочтения «Руслана и Людмилы» он пришел в восторг и подарил свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Один из первых и самых знаковых музыкальных журналистов XIX столетия Владимир Одоевский спасал от нападок критиков и Пушкина, и Глинку. В отличие от Фаддея Булгарина, который разгромил оперу в журнале «Северная пчела», Одоевский считал ее величайшим произведением, в котором «сливается память о двух наших народных славах, своебытных, из русской земли выросших» — Пушкине и Глинке. Свой отзыв как ответ Булгарину он опубликовал под псевдонимом «Любитель музыки Глинки, правды и умеренности» — тонко! А еще он был уверен, что этой оперой начинается эпоха русской национальной музыки: «В Европе не много таких музыкальных талантов, как Глинка; в русском искусстве не много таких сюжетов, как «Руслан и Людмила» Пушкина». Как критик Одоевский дебютировал в «Вестнике Европы» литературно-критической публикацией, в которой встал на защиту поэмы-эксперимента А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». «Борис Годунов» В оперном шедевре Мусоргского представлена попытка композитора самостоятельно, вслед за Пушкиным, осмыслить русскую историю. Но взгляд музыканта — другой. Мусоргский ищет, где случился надлом в национальной истории. За «Борисом Годуновым» неслучайно последует опера «Хованщина» о периоде, когда в результате стрелецкого бунта власть захватила царевна Софья, а начальником Стрелецкого приказа был назначен Иван Хованский, в руки к которому попало фактическое управление страной. Национальную трагедию композитор показывает как преступление власти. Однако окончательно разобраться в том, как именно воспользовался пушкинским трагедийным сюжетом Мусоргский, довольно сложно. Объясняет Роман Насонов: — У оперы было много редакций, отчего она может по-разному прочитываться: авантюрная большая опера во французском духе XIX века с массовыми сценами, приключениями героев, любовной линией Гришки и Марины Мнишек. А где-то это библейская трагедия о преступном царе-ироде и преступности власти, где рок наказывает человека через его совесть. Мы не знаем, какова воля Мусоргского, но мы же любим, когда у текста нет окончательного смысла? Простор для режиссерского театра! Однозначно одно: композитор отождествляет себя с Юродивым, который оплакивает судьбу страны, но изменить ее не в силах. «Евгений Онегин» С романом в стихах, за оперное воплощение которого взялся Чайковский, связана совсем другая история. Для начала попробуйте ответить для себя на вопрос — кто главный герой «Евгения Онегина»? «Если мы посчитаем с вами количество строчек, посвященных каждому герою, то окажется, что больше всего их об авторе, который и является главным героем, — объясняет Егор Сартаков, — а Онегин — заглавный герой, тот, кто стоит в заглавии. В романе Пушкин говорит прежде всего о себе».
