Жизнь стоит того, чтобы жить
Режиссер Матиас Гласнер развернул в почти трехчасовой ленте грустную картину. Распад семьи – и болезни (в том числе безумие), и смерти, и расставания, и запутанные любовные отношения. Сложности социального порядка – например, нехватка денег. Да-да, размеры социальных выплат, о которых там идет речь, вполне сопоставимы с нашими… Сложности творческого человека. Экзистенциальный кризис. А эти вещи вообще универсальны. Как и погода, которая весь фильм стоит какая-то унылая. Ну и интерьеры, что частные, что общественные, оставляют малоприятное впечатление – и где он там, хваленый немецкий бытовой комфорт. Обо всем рассказано внятно, убедительно – и с сочувствием к героям. Большая лента разделена на 5 глав, это действительно настоящий, серьезный модернистский кинороман. В центре романа, как было сказано, распад немецкой семьи (о чем мы читали еще, например, в "Будденброках" Томаса Манна). Но не молниеносный, или нарастающий распад, но затянувшийся кризис, без начала и без конца… Что интересно: это наши прокатчики назвали картину "Жизнь". В оригинале она называется Sterben , то есть ровно наоборот – "Умирание". Но при этом – вот парадокс – подходит и то, и это название. Тяжелая, в общем, история, но жизненная – причем безнадежности-то и нет. Жизнь такова – что ж, надо жить! Что в Германии, что в России, что, надо полагать, где-нибудь в Зимбабве. И кстати, в этой, говоря по-нашему, чернухе проскальзывают молнии прекрасного юмора. Так что занудным-заунывным этот фильм точно не назовешь. Настоящее фестивальное кино, одним словом, с отличным ансамблем актеров (конечно, самая интересная роль у Ларса Айдингера, хорошо известного нам по довольно курьезному участию в фильме "Матильда", где он сыграл цесаревича Николая). Со звучащей все с время современной музыкой (один из главных героев, которого Айдингер и играет – дирижер, одна из линий – репетиция и премьера его работы). Для любителей так называемого "серьезного кино" (ну, меру серьезности каждый выбирает по себе) – обязательно к просмотру.