Хоть на нас и непохожий парень чернокожий
Инициатор всероссийского форума "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Новый мюзикл "Арап Петра Великого", мировая премьера которого состоялась в июне 2023 года, создан специально для оренбургского театра музкомедии содружеством известного либреттиста Евгения Муравьёва (Москва) и композитора-петербуржца Владимира Баскина. Режиссером-постановщиком и хореографом выступил заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов (Москва), который уже неоднократно сотрудничал с оренбуржцами до этого. Неоконченный роман Александра Сергеевича Пушкина "Арап Петра Великого", где главным героем является дед поэта по материнской линии Ибрагим Ганнибал (арап Петра Великого) лёг в основу сюжета. Вся постановка "Арапа" заточена под лёгкий жанр. Оперетта, водевиль, мюзикл с компонентами фолк-рока переливаются своими гранями в безудержном возбуждении сценического действа. На заре строительства Российской империи и её могущественного флота всё поднято на дыбы. Оркестровая, вокальная, танцевальная составляющие крепко стянуты морским узлом в общей партитуре спектакля. Всё пляшет и поёт, поёт и пляшет. Балет сопровождает все номера наравне с оркестром. В интродукции Царь Пётр солирует, как и ожидалось, об "окне" в Европу, яростно всаживая топор в топчан. В центре мизансцены - фигура Петра, который из потешных забав вырос в реформатора. Детство будущего императора навеяло идею сценографического оформления. Придумка Григория и Акинфа Беловых - сложносочинённое ярко-расписное пространство в лубочном стиле со множеством элементов. Потешные всадники а ля преображенцы красуются на занавесе. Действующие лица будто помещены в театр-сундучок с игрушечными декорациями, деревянными лошадками, где на заднике сцены, как в камере-обскура, меняются картинки. А внутренняя организация сцены - палубный пандус, лестницы-трапы, канаты - прямо указывают на корабельное пространство. Художник по свету Валентин Бакоян интересно наполнил настроением каждый эпизод в таком затейливом сценическом мире. Особенно атмосферной была лирическая сцена Наташи и Ибрагима на фоне звёздного неба в их приятном на слух вальсообразном дуэте. Екатерина Мирошниченко фантазировала костюмы в историческом ключе, воплощая идею очень подробно. События разворачиваются на излёте рождения петровской России. Художник оригинально подчеркнула различие двух костюмов Петра Великого, отсылающих к его двойственной натуре. Когда царь приходит в дом боярской невесты сватать своего крестника Ибрагима Петровича, то меняет европейский наряд на русский кафтан. Музыка по-своему диктует эту смену царского имиджа. Композитор в момент сватовства использует фольклорную тему "Ах, ты Порушка-Параня, ты за что любишь Ивана?" и "наряжает" мелодию в рок-одежды. Фолк-рок тяжелеет битом ударной установки, а участники массовой сцены имитируют свадебный обряд - торг купца-жениха и товара-невесты. Шумная сцена рождественских колядок также решена в подобном стиле, когда уличная толпа ряженых врывается в дом Арапа Ганнибала. Одна из масок вопиёт в экстазе рок-импровизации. Публику это увлекло, тем более, что оркестр под управлением маэстро Валерия Попова без устали "гремел басами". Музыкальный материал в целом оформлен в соответствии с канонами жанра. Песни, арии, дуэты и куплеты, ансамбли и хоры - всё было не без мелодической приятности. Грусть сердечно грустила, радость от души веселилась. Артисты порадовали исполнительской смелостью и артистической свободой. Все участники спектакля, сыгравшие и главных, и второстепенных героев, соответствовали своим сценическим образам, проживали роли естественно, выразительно, характерно. Сергей Фурсов был темпераментным и харизматичным Петром, покорив своим раскатистым и громогласным смехом, хотя не всегда был устойчивым и немного раскачивающимся его вокал. Невысокий рост артиста не был помехой царственному облику его стремительного царя-плотника. Чернокожий Ибрагим Сергея Гурьянова, только что вернувшийся из городу Парижу, в изящном камзоле, был контрастом своему крёстному - это была мягкая сила. Его небольшой по динамике голос с мягким приятным тембром без усилий поднимался наверх и прозвучивал весь диапазон. Не без кокетства он "обоёвывал" свою Наташу в дуэтной сцене, исполняя почти балетные "штучки" ногами. Алексей Дюгаев (Боярин Ртищев) был идеален на своём месте, с большой амплитудой настроений своего героя, как говорится, царил в кадре. Александр Попов (Филька) с юмором и хитрецой нарисовал образ смекалистого мужичка. Лирическая героиня Евгении Реутовой и Дуняша Дарьи Портновой работали на контрасте, но на одной волне, как и парочка двух друзей Флорида Латыпова (Сергунька) и Сергея Волгаева (Мишка). Дуняша энергично исполнила вокально-танцевальный номер в окружении людоедов-африканцев из племени тумба-юмба, наглядно напугав Арапом всех домочадцев Ртищевых. Иван Тугай вжился в образ священника весьма убедительно. И голосом, и манерами, и благообразным обликом выглядел настоящим батюшкой. Сюжет из эпохи Петра Великого предоставлял режиссёрской команде много поводов для выражения гордости великороссов, чем, безусловно, очень воодушевлял зрителей. Благородство истинной любви к Отечеству, преданность великому делу России, которые воспевает Пушкин - эти чувства наполняли происходящее на сцене. Российский и Андреевский стяги гордо развевались во время исполнения финальных ансамблей всеми участниками спектакля.