«Москва слезам не верит» пополнится двумя новыми версиями: что заставляет новое поколение тиражировать классику

После репортажей о съемках современной версии фильма «Москва слезам не верит» Жоры Крыжовникова пришла еще …
Источник: –MK.RU
После репортажей о съемках современной версии фильма «Москва слезам не верит» Жоры Крыжовникова пришла еще одна «благая весть». Дубль советского хита, пусть относительный, почти готов, и снял его режиссер новенького «Брата-3» Валерий Переверзев. Что заставляет новое поколение кинематографистов тиражировать хиты прежних лет? Почему они кардинально их меняют, сохраняя прежнее название?
«Брат-3» и тени Москвы, которая слезам не верит Еще недавно в ходу было презрительное выражение «папино кино». Под ним понимали что-то уходящее, несовременное. Под эту гребенку попали фильмы Петра Тодоровского, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова… Помню, с какой обидой об этом говорил Данелия. Прошло время, и «папино кино» стало восприниматься совсем иначе, часто как недосягаемые образцы в профессии. А теперь его решительно взяли в оборот. Вспомним недавнюю историю появления «Брата-3». Он вышел в год 25-летия «Брата» Алексея Балабанова, которого не успели причислить к презренному «папиному кино», но в данном случае это сути дела не меняет. Новодел восприняли как нахальное и незаконное продолжение дилогии Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», хотя режиссер нового опуса, художник и создатель частных музеев — телесных наказаний и проституции — Валерий Переверзев, снимал что-то совсем свое, зачем-то воспользовавшись чужим кинобрендом. Он сразу заявлял, что «Брат-3» никакого отношения к дилогии Балабанова не имеет. Тогда зачем это все? Чтобы привлечь внимание к себе за счет чужого триумфа? Можно сколько угодно это отрицать, но шлейф свое дело сделал. «Брат-3» снимался в родном для режиссера Тамбове, но совсем о другом городе, существующем только в голове и сердце художника. В картине были задействованы местные жители, братья Турсуевы, голливудский актер Эрик Робертс, француз Оливье Сиу, Давид Нуриев, он же Птаха, а также российские актеры. «Мне бы хотелось, чтобы вы пели и танцевали с этим фильмом, — говорил тогда Валерий Переверзев. — Мне бы хотелось, чтобы вы не все понимали сразу — это делает вас лучше. «А что это было? Я не понял», «А что он имел в виду?», «А зачем эта картина?» — это очень важно не понимать. А потом, разобравшись, понять, родить новый смысл, новые ассоциации и так далее в бесконечности». Несколько лет назад Виктор Сухоруков в нашем разговоре рассказал о своей идее «Брата-3», как он уговаривал Алексея Балабанова завершить трилогию. Приехал к нему на день рождения и сказал: «Сними! Не получится фильм и черт с ним, зато миллионы заработаешь, будешь делать свое кино». Балабанов ответил: «Я не знаю этого времени. Пусть делает тот, кто хочет. А я этого делать не буду». Речь шла о съемках уже без Сергея Бодрова-младшего. «Я принес Леше массу идей, придумал возвращение своего героя, его спасение мексиканцами из американской тюрьмы, возвращение в нефтяном траулере в Петербург. Как он, перепачканный мазутом, вылезает из бочки с соляркой и, сверкая белыми зубами, говорит: «Ну, здравствуй, родина!» «Представь, что мы ищем Данилу Багрова, а он мелькнет в окне, завернет за угол, а к финалу появится живой Бодров», — говорил я Алексею, но он мои фантазии не принял». Теперь Валерий Переверзев замахнулся на фильм Меньшова «Москва слезам не верит. А узнали мы об этом из соцсетей: «В СМИ просочилась информация, что режиссер Жора Крыжовников собирается снимать ремейк на фильм «Москва слезам не верит». Но пока он собирается это снимать, мы вошли в монтажно-тонировочный период фильма «Тени Москвы», сюжет которого зеркально отражает сюжет оскароносной картины режиссера Владимира Меньшова, снятой в 1979 году. Друзья, если бы вы знали, какой красоты картина раскладывается в моей монтажке! Да, наверняка будут короткие досъемы, много озвучки и колористика. А учитывая, что мы готовим еще и сериал, настоящий сериал о крутых парнях, то придется все-таки ответить, и ответить широко на бесконечное количество вопросов в мой адрес: смог бы я снять «Слово пацана»? А, кстати, не хотите задать вопрос Жоре Крыжовникову: а смог бы он снять такой фильм, как «Брат-3»?» «Оскар» в прихожей Оригинальная «Москва слезам не верит» вышла в 1979 году. Зрители штурмовали кинотеатры, выстраивались в очереди. А Владимир Меньшов на пике «холодной войны» в 1981 году получит за него «Оскар». Перед съемками даже Вера Алентова говорила мужу, чтобы не снимал такую ерунду, что все это было сто раз. Раиса Рязанова, сыгравшая в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» одну из трех подруг Антонину, вспоминала в одной из наших общих кинопоездок: «Может быть, и не такая уж у меня большая роль, но она стала очень важной в моей биографии». Хотя, как Меньшов, я переживала, что только и вспоминают об этом фильме, словно других и не было. У меня там не главная роль. Я всего лишь фон, на котором блистают две звезды — Вера Алентова и Ирина Муравьева, и третья — Алексей Баталов. Вера — директор, Ира — замуж выходит. А я кто? У меня муж-электрик, сама маляр, у нас трое детей и все мальчики. Но Владимир Меньшов так все ловко придумал, что не было бы моей героини, не было бы и контраста. На каких бы творческих встречах я ни выступала, все время спрашивали именно об этой картине. Однажды Меньшова спросили, где у него хранится «Оскар», и он ответил: «В прихожей». Представляете? Рядом с вешалкой. Конечно, сам он за ним не ездил. Его не выпустили. Поехал какой-то дядя в шляпе». Владимиру Меньшову предлагали сделать продолжение «Москва слезам не верит». Он даже готов был взяться за новый проект. Говорят, что Ирина Муравьева категорически отвергла эту идею. «Нашу троицу — Веру Алентову, Раису Рязанову и меня — худсовет не утвердил, но Меньшов упорно боролся за нас, — вспоминала Ирина Муравьева на фестивале в Гатчине. — А когда фильм был готов, руководство «Мосфильма» его не приняло. До этого сценарий долго лежал на студии. Никто за него не брался. Считалось, что это очередная история про Золушку. А потом мы узнали, что картину «Москва слезам не верит» берут на «Оскара». Никто из нас понятия не имел, что это такое и где та Америка. Нас это не касалось и было где-то далеко. Фильм получил «Оскар», и стали говорить, что американцы специально выбрали самый плохой фильм, чтобы показать, какая у нас плохая страна и какое отвратительное кино в ней снимается. Меньшова на церемонии вручения не было. Его «Оскар» долгие годы стоял в кабинете директора «Мосфильма». Как рассказывал мне сам Владимир Меньшов, как-то он проходил по студии, увидел своего «Оскара», никого рядом не было, взял его и отнес домой. Правда это или нет — не знаю. Но его история мне нравится. Тогда ходил анекдот про телеграмму, отправленную из СССР: «Москва в слезах. Не верит». Только спустя время фильм приняли и признали. Он действительно очень хороший». Жора Крыжовников вместе с женой Ольгой Долматовской снимает восьмисерийный сериал по мотивам фильма «Москва слезам не верит». События происходят уже не в 70-е, а в начале нулевых. Ксюша приезжает с пятилетним ребенком в Москву, не имея ни денег, ни связей. Она покинула свой родной город, спасаясь от преследований мужа. В столичной жизни ее поддерживают подруги — студентка медицинского института и барышня, мечтающая выйти замуж за иностранца. В главных ролях — Анастасия Талызина, Мария Камова, Тина Стойилкович, а также Иван Янковский. Он играет принца на белом коне и в то же время порядочного парня.

