Дизайнеры РФ создали цифровые этнолуки в аспекте исследований языка и мозга

МАЙКОП, 15 октября. /ТАСС/. Молодые российские дизайнеры, ставшие участниками I Международного конкурса на цифровой этнолук в формате BrainArt/ScienceArt, создали модели с отсылкой к этнокультуре через изображение мозга, нейронных связей с использованием современных технологий, компьютерных программ и возможностей искусственного интеллекта. Разработанные этнолуки можно вполне представить в повседневной жизни, сообщила ТАСС автор проекта, заведующая Лабораторией экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета (АГУ), профессор Сусанна Макерова.

"EtnomodaArtCommunity провела международный конкурс на цифровой этнолук, который впервые прошел в формате BrainArt/ScienceArt, EtnoArt во взаимодействии с Лабораторией экспериментальной лингвистики АГУ и Центром языка и мозга НИУ ВШЭ. Мы пригласили молодых дизайнеров поразмышлять на тему этнокультурного кода на языке искусства, транслируя научную мысль из сферы когнитивных исследований, исследований языка и мозга. Он показал, что цифровые технологии реально востребованы: жюри в составе авторитетных экспертов мира цифрового дизайна из России, Китая, Белоруссии, Узбекистана рассмотрело свыше 70 проектов профессиональных и начинающих дизайнеров. Некоторые из представленных этнолуков настолько адаптированы, что вполне могут быть использованы в повседневной жизни", - сказала она.

Участники конкурса со всей страны разработали этнолуки с использованием современных технологий, компьютерных программ и возможностей искусственного интеллекта. В номинации "Цифровой образ" из 21 представленного проекта первое место жюри отдало работе Марии Синицыной (Донской государственный технический университет). В номинации "Орнамент" среди 34 проектов лидером стал Игорь Козырев, в номинации "Аксессуары" (19 проектов) - Екатерина Березякова (Москва, Тбилиси).

Работа Эльвиры Лемешаевой, обладательницы почетного второго места в номинации "Аксессуары", стала главным изображением, анонсирующим конкурс. В ее основе интерпретация адыгского национального костюма от SuzieMFashionLAB, орнамент в виде анатомической иллюстрации мозга, вышивка и изобразительные традиции хохломской росписи. "Это диалог культур в эстетическом проявлении", - считает Макерова.

По словам председателя жюри конкурса цифровой этномоды Александра Хилькевича, понятие первенства дизайнеров относительно, потому что никогда прежде мода так масштабно не интерпретировала нейронауки, и конкурс стал хорошей проверкой российских вузов на их соответствие современным требованиям в преподавании дизайна. "Любая программа - это только один из способов реализации идеи, идея первична. Никакой компьютер не заменит воображение, вкус, чувство прекрасного, талант и дизайнерские навыки, композицию, чувство стиля, чувство формы и цвета", - считает он.

Хилькевич также отметил, что хотя жюри не ставило задачу коммерциализации образов, многие участники вместе с полноценным художественным концептуальным изображением представили варианты его коммерческого использования: в конкретной одежде, включая вездесущие худи и свитшоты, в конкретных аксессуарах, платки, сумки, головные уборы, в конкретных украшениях. "И это были буквально готовые прототипы, которые можно использовать уже сегодня для изготовления, производства и так далее", - добавил председатель жюри.

О поддержке конкурса

Партнерами конкурса выступили "Центр языка и мозга НИУ "ВШЭ" и лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Министерство культуры Адыгеи, АГУ, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, Государственный музей прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана, Всероссийский музей декоративного искусства, Центр Михаила Шемякина, школа 3D Couture, U MAGAZINE FashionTechPermCommunity, EtnomodaArtCommunity.