В "Урал Опере" поставили музыкальную сказку "Алиса в Зазеркалье"

Музыкальная сказка для детей и взрослых "Алиса в Зазеркалье" стала первой премьерой сезона в академическом театре "Урал Опера Балет" в Екатеринбурге. Спектакль поставлен к 75-летию автора этой оперы Ефрема Подгайца, это первая увидевшая свет полная версия произведения, написанного композитором - тогда еще дебютантом в сценическом жанре большой формы - больше сорока лет назад по мотивам сказки Льюиса Кэрролла на либретто Владимира Орла. И это уже вторая опера Ефрема Подгайца в репертуаре екатеринбургского театра: с прошлого года здесь с успехом идет его "Дюймовочка". "Алиса в Зазеркалье" - моя первая опера, - рассказывает Ефрем Подгайц. - Я был тогда совсем молодой, и многие крутили пальцем у виска - написать оперу, которую никто не заказывал, и никакой театр ее не ждал!.. А теперь, как выясняется, ее настоящая премьера будет здесь, на Урале, через сорок с лишним лет!"

В "Урал Опере" поставили музыкальную сказку "Алиса в Зазеркалье"
© Российская Газета

Специально для екатеринбургской премьеры "Алисы в Зазеркалье" композитор дописал партитуру, добавив детские хоры. "В театре прекрасный детский хор! - сказал он программе "Вести", приехав на последние предпремьерные репетиции. - Такое ощущение, что, сочиняя эту музыку, я именно такой хор себе и представлял, - редкий случай". И хотя опера адресована зрителям разных возрастов, партитура написана без попыток присесть на корточки перед малолетками в зале: "Я писал большую оперу... и она может быть слушаема и теми, и теми. Никаких специальных усекновений в стиле, в конструкции, в сложности не было", - утверждает композитор.

В этом спектакле Алиса на глазах взрослеет, набираясь опыта, по-новому познавая и себя, и окружающий мир, и Черная королева ей в этом поможет

Постановщик спектакля режиссер Елизавета Корнеева в этом театре год назад дебютировала "Любовным напитком" Доницетти - действо, по отзывам, трудно было признать вполне удачным. В "Алисе..." ее и сценографа Екатерины Агений фантазия оказалась более органичной и содержательной. Адресуя свое создание и детям, и взрослым, постановщики трактуют эту сказку как историю взросления героини в процессе схватки между "черным" и "белым", причем противостояние это разворачивается на огромной шахматной доске. "Опера в одиннадцать шахматных ходов с одним антрактом" - так обозначен жанр спектакля на афише. "Черный" взрослый мир здесь отнюдь не враждебен светлому детскому - просто он уже умудрен этой сложной жизнью и помогает героине подготовиться к ней. И Черная королева здесь не грозный противник, она союзница Алисы, ее наставница. "В этой игре Алиса старается познать себя и свои цели, погружаясь в свое подсознание и сталкиваясь с уродливыми страхами, - пишет театр в предуведомлении к спектаклю. - Она понимает, что должна стать Белой королевой, завершает путешествие по Зазеркалью и возвращается в реальный мир уже готовой к взрослой жизни". Такое смешение традиционно контрастных, несовместимых, враждебных друг другу миров, по замыслу режиссера, должно погрузить зрителя в состояние хаоса: "Я хочу, чтобы зритель запутался, пришел еще раз и открыл для себя новый мир". Как говорит исполнительница партии Алисы - она же Белая Пешка - сопрано Ольга Стародубова, от эпизода к эпизоду ее героиня заметно меняется - взрослеет, по-новому познавая и себя, и окружающий мир, и это ставит перед актрисой интересные задачи: "По режиссерскому замыслу исполнительница партии Алисы должна сыграть десятка два разных Алис - ведь в каждой сцене героиня как бы другая, она меняется, поминутно растет и узнает себя с новой стороны. Такой переходный возраст на перепутье: дети Алису уже не принимают, взрослые тоже еще не считают ее девушкой. И ей существовать в таком мире бывает достаточно сложно".

Спектакль получился яркий, изобретательный, с замечательно придуманными волшебными костюмами, мультимедийными технологиями и электронными чудесами (видеохудожник Илья Шушаров), с участвующими в действе диковинными существами - Алисе в ее путешествии встретятся не только хрестоматийные Черная королева и Шалтай-Болтай, но и загадочные Пчелампа, Торшершень и Саранчашка.

За пультом спектакля главный дирижер театра "Урал Опера Балет" Константин Чудовский.