К 220-летию русского музыкального гения

Познакомят с уникальными и фактически забытыми шедеврами глинкинской музыки Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории (дирижёры — народный артист России Феликс Коробов и заслуженный артист Республики Абхазия Александр Соловьев), а также солистки МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано), Наталья Зимина (меццо-сопрано) и студент вокального факультета Московской консерватории Давид Саникидзе (тенор). В "Князе Холмском" музыковеды отмечают предвосхищение будущих симфонических завоеваний русских композиторов. Облик старой Руси с её высокими церквями и деревянными постройками, городское вече, толстые стены Псковского кремля, угрозы со стороны западных завоевателей: картины "старины глубокой" угадываются в глинкинских оркестровых антрактах. Симфонические решения Глинки поражают своей многогранностью: парадная триумфальность, неистовое буйство в драматических красках, очаровательные лирические темы, эпический размах, героическая бравурность - дух исторического времени укрепления Великого Княжества Московского. К сожалению, трагедия не имела успеха на сцене, выдержав только несколько представлений в Александринском театре, где 30 сентября 1841 года и состоялась премьера, и в Малом театре. Судьба театральной музыки нередко бывает связана со сценическим успехом самой пьесы на драматических подмостках. Так и случилось: музыка Глинки оказалось надолго несправедливо забыта. Летом 1840 года Глинка написал на стихи Кукольника двенадцать романсов, позднее объединенные в сборник под названием "Прощание с Петербургом". Образовавшийся цикл романсов заканчивался торжественной "Прощальной песней", что выглядело довольно символично. Глинка действительно собирался оставить Петербург, покончив с веселыми "средами" в доме Кукольника, однако дружба между литератором и гениальным композитором продолжалась. Впервые в истории русской вокальной музыки Глинка выстроил серию романсов, объединенных единой поэтической основой, одной темой и названием. Подобно западноевропейским аналогам того времени, вокальным циклам Ф. Шуберта и Р. Шумана, в "Прощании с Петербургом" прослеживается лирический сюжет. Специально для концерта в Рахманиновском зале композитор, доцент Московской консерватории Кузьма Бодров сделал оркестровую версию вокального цикла Глинки. Проект " Возрождение русской оперной классики" возник в Московской консерватории в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета Ирины Арнольдовны Скворцовой. Изначально проект был нацелен на особо значимый период истории русской музыки – второю половину XVIII века. Первой постановкой стала мелодрама "Орфей" (1792) Евстигнея Фомина, с крупным успехом представленная публике 7 октября 2016 года на сцене Рахманиновского зала. Через год, в 2017 году, слушателями была с воодушевлением встречена комическая опера "Сын-соперник" (1787) Дмитрия Бортнянского, поставленная к 230-летию ее первого исполнения. В 2019 году проект расширил свои хронологические рамки и вышел на более масштабное историческое поле: в октябре в Рахманиновском зале состоялось представление музыкальных сцен из эпохи Возрождения "Рафаэль" (1894) Антона Аренского. Комическая опера-водевиль "Карантин" (1820) Алексея Верстовского продолжила проект в ноябре 2021 года: сюжет двухсотлетней давности выглядел весьма актуальным в период пандемии. Навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в декабре 2022 года в Рахманиновском зале была показана одноактная опера на знаменитый пушкинский сюжет - "Скупой рыцарь" (1905). В ноябре 2023 года на сцене Большого зала состоялось представление музыкально-драматического эпизода в одном действии "Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре" (1903) Сергея Василенко – спустя 120 лет после премьеры.

К 220-летию русского музыкального гения
© Ревизор.ru