Свердловская филармония собирает полные залы. В чем секрет ее успеха?

Свердловская филармония достигла допандемийного уровня - стопроцентной заполняемости зала. О тайнах успеха - наша беседа с ее директором Александром Колотурским.

Свердловская филармония собирает полные залы. В чем секрет ее успеха?
© Российская Газета

Начался ваш 89-й сезон - в чем его особенности?

Александр Колотурский: В прошлом году сезон был посвящен 50-летию нашего органа, новый сезон отдан "королю инструментов" фортепиано. В филармонии и ее филиалах планируется до ста концертов с участием более 60 известнейших пианистов - таких как Денис Мацуев, Борис Березовский, Александр Гиндин, Фредерик Кемпф, Екатерина Мечетина, Дмитрий Маслеев…В разгаре 8-й фестиваль фортепианных дуэтов. В программе, в частности, мировая премьера концерта Ольги Викторовой для двух фортепиано с оркестром в исполнении дуэта Людмилы Берлинской и француза Артура Анселя, - потом ее повторят в Москве и Петербурге. Затем последует фестиваль "Лабиринты Шнитке", в марте традиционный Бах-фест, в мае играем Шопена. Состоится и ежегодный фестиваль "Денис Мацуев представляет". И в июне - "Безумные дни в Екатеринбурге" под девизом "Музыкальные столицы мира".

Я был на фестивале этим летом - всегда полные залы!

Александр Колотурский: 120 концертов и 45 тысяч слушателей! Причем около 40 процентов - новички, в филармонии прежде не бывали. Цены демократичные - 300 рублей.

На эти "Безумные дни" в Екатеринбург всегда слетались музыканты со всего мира. Теперь с зарубежными исполнителями возникли трудности?

Александр Колотурский: Да, было время, прилетали целые десанты. Но зарубежные исполнители есть и теперь. Наша политика: академическая музыка должна привлекать самые разные слои общества. Поэтому в сезонах продаются абонементы трех типов: обычные, личные филармонические и суперабонементы, когда слушатель сам себе выбирает репертуар на полгода и выкупает кресло.

В вашем зале понимаешь: Бах и Бетховен - молодежная музыка. Как вы этого добились?

Александр Колотурский: У нас есть "Открытая филармонрия" - программа подготовки будущего слушателя. От малышей до студентов вузов. Воркшопы для детей от 4 до 7 лет: их знакомят с инструментами симфонического оркестра, они вступают в "Клуб исследователей оркестра". Для старшеклассников - "Филармонические уроки". В программе для 10 класса, например, участвуют 75 школ, проводятся экскурсии в филармонию - подросткам показывают коллекции инструментов, закулисье, приглашают на концерт. Чтобы они узнали сюда дорогу. Есть программа для восьмиклассников: в зале филармонии идут уроки "Музыка и история", "Музыка и литература", даже "Музыка и химия".

"Музыка и химия" - это о Бородине?

Александр Колотурский: В том числе и о нем - известнейшем химике своего времени, но это не скучные лекции, это беседы живые, интересные: задания, конкурсы, соревнования… Нас предупреждали: вы когда-нибудь видели пятьсот восьмиклассников в одном зале?! Но все проходит отлично. Участвуют хор, Молодежный оркестр, программа синхронизируется со школьной - все, что они проходят по истории: Иван Сусанин - звучит Глинка, Александр Невский - Прокофьев… Для студентов есть "Вузовские недели": два концерта в день, интерактив, идет живой разговор с музыкантами, артистами, дирижерами - большая просветительская работа.

С вашей помощью академическая музыка укоренилась и в городах области. Что нового в этом сезоне?

Александр Колотурский: Открываем в местных Домах культуры органные залы - их уже 14. Специально купили цифровой передвижной орган с прекрасной акустикой, и в самых отдаленных городах области люди слушают органную музыку. Следующим шагом будет превращение органных залов в филармонические. Уже работают два таких зала в Алапаевске и Краснотурьинске.

Есть еще и виртуальные концертные залы - это что такое?

Александр Колотурский: Их уже 120. Эта система "залов онлайн" как раз и подготовила почву для залов филармонических, где музыка звучит вживую. Придя в свой клуб или в библиотеку, люди фактически приходят в зал Свердловской филармонии и слушают концерт в прямой трансляции. Мы транслируем до 40 концертов в сезон, а наши волонтеры отбирают репертуар и привлекают публику. Есть деревни с населением в 500 человек, из них пятеро придут на концерт - уже отлично. Так формируется публика для четырех региональных концертных залов в Ирбите, Каменске-Уральском, Краснотурьинске и Ревде.

Помню, в Москве был презентован роскошный проект филармонического зала в Екатеринбурге, выполненный британским архитектурным бюро Захи Хадид. Нынешний зал хорош и любим, но мал, туда трудно попасть, да и размеры сцены не позволяют принимать многие проекты. По понятным причинам проект отозван - как обстоят дела с идеей нового зала?

Александр Колотурский: Наше правительство во главе с губернатором Евгением Владимировичем Куйвашевым приняли решение - строить! В октябре состоится конкурс на проектирование и строительство. И будем надеяться, через пять лет зал у нас будет. Проект Захи Хадид, конечно, закрыт, но очень хорошие наработки, которые там были заложены, мы постараемся использовать.

Какие еще проблемы в числе неотложных?

Александр Колотурский: Кадровые. Тревожит то, что делается в музыкальном образовании, в подготовке оркестровых музыкантов. Все готовят солистов, но заметно упало обучение, например, исполнителей на духовых инструментах. По всей стране, не только у нас. Консерватории поставлены в очень невыгодные условия, начали "сыпаться" музыкальные школы, среднее звено и вузы. Очень качественная подготовка в музыкальных десятилетках, но их только девять на всю Россию!

14 органных и 120 виртуальных концертных залов открылись в Домах культуры и библиотеках Свердловской области

Я знаю, что в музшколах чувствуется дефицит педагогов…

Александр Колотурский: Вот мы и вынуждены заниматься этим сами. Еще в 2006-м создали Молодежный симфонический оркестр как кадровый резерв. Это 80 молодых музыкантов, они дают до 70 концертов в год. Открыли три школы - валторны, трубы и деревянных духовых. А в этом году начали еще одну программу - целевой подготовки: ребята из нашей музыкальной школы-десятилетки поступили в Московскую консерваторию, мы им платим стипендию, и после окончания они должны вернуться в наш Молодежный оркестр.