Антон Мищенко, "Самара манит аномально": "Стоицизм более логичен для Волги, чем гедонизм"
- Проект "Самара манит аномально" - кому он нужен, зачем он вам и зачем он городу?
- Проект "Самара манит аномально" - это видеовизитка города, наш комплимент ему и подарок. Теперь не нужно сидеть и искать в Интернете выигрышные фотографии Самары, чтобы показать иногородним или иностранным гостям, что здесь можно приятно жить и чувствовать себя достаточно комфортно.
Для меня "Самара манит аномально" - это моя общественная карма. Наша команда пассионарно выполнила свою работу, подарила городу эту картинку, эмоции, креатив, которыми может пользоваться каждый. Думаю, что взамен город нам благодарен.
Сейчас мы переосмыслили идею и сконцентрировались на том, чтобы создать туристический медиапроект по позиционированию Самары как невероятно притягательного объекта для посещения, для жизни и туризма.
Зачем именно мне и нашей команде этот проект? У меня нет четкого ответа. Наверное, он скрыт уже в названии - "аномально", то есть это какое-то головокружение, выбивающееся из логических и рациональных поступков. Мы художники, поэтому и мыслим отчасти нерационально, точнее, "аномально", не опираясь на жесткие факты, а ориентируясь на чувства. Например, что такое гордиться городом? Эти эмоции можно только прочувствовать. Мы хотим осознать, почему в Самаре живут люди, которые вполне могли бы жить в любой другой точке мира, но предпочитают остаться здесь.
- "Самара манит аномально" - это ведь проект, который выходит за рамки видеофильма?
- Фильм - это большой первый шаг, созданный в коллаборации с местным бизнесом. И мы будем дальше идти по этому пути. Моя задача в этой "гильдии магов" - создание творческого пространства, где собираются представители бизнеса и креативщики для создания новых проектов. У Андрея Патрикрова (режиссер фильма. - Прим. Волга Ньюс) свои цели и интересы.
Мы зовем светлые умы, и получается такой mastermind - высшее сознание, коллективный разум, который используется для создания больших реальных идей. Например, мы сейчас ориентированы на проекты, которые будут популяризировать Самару за пределами нашего города.
- Последние годы относительно Самары чаще всего звучало понятие "волжский гедонизм", также мы знаем, что активно продвигался образ "Самара космическая". Как вы описываете Самару?
- Волжский стоицизм. Когда очень долго живешь в гедонизме, в какой-то момент начинаешь замечать, что, чем твоя жизнь веселее, тем контрастнее чувствуется страдание. В жизни бывают разные моменты, и мне надоело страдать, особенно после того как исполнилось 35 лет. Начинаешь утомляться от одного и того же. Тем более что город "волжского гедонизма" на самом деле нам не дает много нового, разве что постоянно открывающиеся бары.
Я понял, что стоицизм более логичен для Волги. Неважно, насколько тебе будет хорошо или насколько тебе будет плохо, но если ты находишься в правильном "нулевом" положении - не радуешься особо и не грустишь, - то это очень ровное одухотворенное состояние постоянного принятия, постоянного наслаждения, благодарности в ответ.
Есть два варианта проживания жизни. Первый: чудес не бывает. Второй: каждое мгновение - это чудо. Когда живешь в состоянии того, что все приходит от Бога - и все блаженное, и все нейтральное, - это стоицизм. Ты сидишь и наблюдаешь, как течет волна, и понимаешь: сейчас тебе 35 и через какое-то время ты станешь пылью, а Волга так же будет течь…
- Получается, что Самара переросла бренд "волжского гедонизма"?
- У всех свои уровни развития, я не могу говорить за других. Я точно могу сказать, что мир меняется, мое окружение взрослеет. Мы просто еще не были никогда взрослыми, мы все время были детьми.
В Самаре не будет, например, новых спусков набережных, и единственное, что здесь постоянно открывается, - это бары, рестораны, кофейни. В город просто нельзя еще что-то нового впихнуть, чем то, что уже есть. Да, открываются спортивные площадки - я стал заниматься спортом и бросил ходить по барам. Но это все равно вариация на одни те же темы.
И так ты приходишь к тому, что вдохновляться нужно чем-то другим. Например, работой, или учиться вглядываться в детали - видеть какие-нибудь красивые кирпичи или архитектурные решения.
- Вы известны как музыкант, участвовали в разных музыкальных проектах, в том числе в успешной группе "Волны". Как получилось, что вы перешли в сферу кино?
- У меня всегда были успешные группы, просто некоторые были ориентированы на достаточно узкий круг аудитории, андеграунд. "Волны" - это первая группа, с которой я выступал на большой сцене на площади Куйбышева. Все остальные мои группы были больше из неформального течения, но я всегда играл в полный зал. С 2006-2007 года я занимался музыкой, организацией мероприятий и фестивалей.
В какой-то момент режиссер Андрей Петряков предложил мне снять фильм о Самаре. Еще не было названия и никаких амбиций, просто "побежали, поснимаем". И мы с ним вдвоем бегали по Самаре, ездили на машине и снимали фильм.
Потом начался 2022 год, и многие поразбежались. Мне было грустно, и мы просто поехали в Мумбаи. Взяли рабочие визы и поехали туда, так как там у нас были хорошие связи. Я сразу познакомился с кучей продюсеров, попал в кино и много-много-много смотрел, работал, интересовался. По возвращении в Самару я сразу угодил в водоворот кино. Я выхожу из дома, а у меня во дворе съемочный павильон - снимали сериал о парне из цирка. Получилось так, что кино начало магнититься ко мне само.
Сняли "Самара манит аномально". Потом я написал пару сценариев под сериал для главных киноплатформ. Но дальше не хватило связей - не было этого мостика из Самары в Москву. В итоге я начал строить этот мостик и искать продюсеров.
- Говорят, что у Самары достаточен потенциал, чтобы стать центром киноиндустрии, грубо говоря, таким российским "Голливудом", где будут снимать фильмы.
- Я знаю, как это сделать, я об этом еще год назад говорил. Но ничего не сдвинется с места, пока у нас не появится большое количество продюсеров и менеджеров для креативной индустрии. У нас есть креативщики, режиссеры, солисты, актеры, музыканты, но последнее дело, которым они должны заниматься, - это менеджмент. Потому что когда человек входит в состояние творца, но потом ему необходимо заниматься еще и административной работой - все всегда идет не по плану. Нельзя усидеть на двух стульях.
У меня есть опыт выведения продуктов с нуля на федеральный уровень. Я знаю, как это происходит. И уже знаю, как это происходит в Москве. Я видел, как творческие люди пытаются вести коммуникацию и у них это, как правило, плохо получается, они просто зарубаются на этом. Коммуникацию нужно вести правильно, а у нас в Самаре люди в основном творческие, заточенные именно под творчество.
Пока не будет менеджеров, пока у креативщиков не появится бизнес-партнер - будет шляпа. Сейчас я делаю такое нетворкинг-пространство, где пытаюсь сводить креативщиков и бизнесменов с менеджерами для совместного роста.
В Самаре можно реально круто снимать. Вот, я, кстати, все время смотрю на некоторые здания, например, на "Юность" на Ленинградской улице - это идеальный павильон для съемок. Это съемочный центр города со своими парковочным местами. Это благодать! В этом плане пример Мумбая очень характерен, там старые здания успешно адаптируются под киносъемки.
- В чем вы видите особенности Самары, которые выделяют город на фоне остальных?
- Здесь постоянно открываешь для себя что-то новое. Если человек думает, что он уже все знает, всегда есть вот эти платформы 9¾, куда можно заскочить и приятно удивиться. В Самаре работает тезис "Один раз нужно попробовать все". В таком случае можно здесь жить очень счастливо. Если не пробовал горные лыжи - попробуй, если не пробовал бегать на лыжах - побегай, и так далее.
Еще у нас фантастическая природа. Я очень хорошо знаю Самарскую Луку - Каменная Чаша, гора Верблюд… Это нераскрытое, сказочное место. Нераскрытое не в смысле что это надо бежать и всем раскрывать, а с точки зрения, что там реально не было большого количества людей. А ведь это такое счастье - съездить и просто посмотреть, что такое настоящий реликтовый лес, разлом тектонических плит... Фантастическая энергетика.
Самару характеризуют люди. Здесь живет большое количество творческих людей, всегда готовых идти на контакт. У нас тут какой-то особый темперамент и акцент, которого мы не замечаем, но он у нас есть.
- Какие перспективы вы видите в работе с брендом Самары?
- Сейчас новый этап, когда собралось новое руководство. Мы на пороге нового, и многое зависит только от нас - как мы будем дальше развиваться. Главное - не допустить потери времени.
Если собирается команда и показывает свою неэффективность, она должна быстро уходить, и на ее месте должна появиться новая группа креативных людей. Не надо, как обычно, отсиживаться.
Идентичность Самары в том, что она город-курорт? Да, сюда можно приехать и отдохнуть, но больше трех дней здесь делать нечего - в городе-курорте. Сейчас мы ищем себя.
В нашем проекте мы как раз показываем Самару и по сценам продумываем паттерны поведения в городе. Мы провели большую исследовательскую работу и вывели ее в проект. Мы сделали динамичный фильм, где попытались собрать идентичность города, начиная с того, что у нас делают самолеты, и заканчивая "Заволгой". Пока нет такой книги, где написано - вот она, идентичность Самары! Пока что Россия плюс-минус похожа и отличается только в мелких деталях.
Самара курортная, Самара загадочная, Самара аномальная... Мы можем, выйдя из офиса, прыгнуть в лодку и через 10 минут уже отдыхать за Волгой и смотреть на свои проблемы через реку. В Поволжье Самара - единственный город, где так живут. У меня есть знакомый, который на байдарке проплыл всю Волгу. Он рассказывал, что везде природа-природа, а когда заезжаешь в Самару, то начинается жизнь - катера, лодки, пляж, весь берег в палатках... А после Самары опять природа-природа. В Поволжье только в Самаре есть жизнь большой реки.
- Уже работаете над новыми проектами?
- В следующем проекте мы хотим рассказать о Жигулевской кругосветке. У меня есть сценарий, по которому несколько персонажей, которые немножко потерялись по жизни, по стечению обстоятельств оказались в Самаре и на плоту отправляются в Жигулевскую кругосветку для того, чтобы познать себя.
Еще мы планируем съемки новогодней сказки и скоро будем объявлять поиск партнеров. Мы становимся большим медиапроектом и очень рады, когда нашими историями делятся, ведь это открывает нам большие возможности для работы. Хочется уже творить на новом уровне.