Игорь Бутман: И джаз, и ювелирное искусство исполняются мастерами своего дела
Московскому джазовому оркестру Игоря Бутмана в октябре исполнилось 25 лет. В честь юбилея прошли концерты в столичном Театре Эстрады и намечено турне по 25 городам России. В московских выступлениях коллектива-юбиляра участвовали Валерий Сюткин, Сергей Мазаев, Юрий Башмет, Хибла Герзмава, Алексей Гуськов. Партнером юбилейного тура стал ювелирный бренд MIUZ Diamonds. Нашему изданию выпала возможность поговорить с легендарным музыкантом Игорем Бутманом о джазе и не только.
Поздравляем ваш коллектив с юбилеем и желаем долгой творческой жизни! Расскажите, как вы выбирали города для юбилейного тура?
"Все, что у меня есть, - это то, что соответствует моему вкусу и пониманию прекрасного".
Игорь Бутман: Благодарю за поздравления! Официально мы начали тур тремя концертами в Москве, в Театре Эстрады. Некоторые выступления прошли ещё раньше - в июле в Твери и в сентябре в Нижнем Новгороде. Скоро отправимся в Тулу, Челябинск, Ижевск, Красноярск, Южно-Сахалинск, Магадан, Архангельск, Краснодар, Ростов-на-Дону и другие города нашей огромной страны. Тур завершится 1 декабря концертом в Салехарде. Так что у нас почти два месяца постоянных концертов.
Нас ждут везде, но нужно было выбрать свободные даты в лучших концертных залах. Все города по-своему "джазовые", но есть такие, где к джазу больше привыкли, потому что мы чаще там бываем и делаем фестивали - например, Челябинск или Красноярск. В Новокузнецке существует джаз-клуб "Геликон" и работает филиал нашей "Академии джаза". Еще один родной для нас город - Иркутск. Первый раз я там выступал в 1985 году, теперь летом мы проводим там свой молодежный фестиваль "Ангара-джаз", а осенью приедем с оркестром на гастроли. Везде замечательная публика, играть для которой одно удовольствие.
Как формировался ваш коллектив? С чего всё начиналось?
Игорь Бутман: Сначала появилась идея джазового клуба - ему в этом году тоже исполняется 25 лет. Я мечтал открыть в Москве джаз-клуб, где каждую неделю регулярно играл бы биг-бэнд, по образу и подобию знаменитого оркестра Тэда Джонса и Мэла Луиса в Нью-Йорке: в течение 50 лет он каждый понедельник играет в клубе "Вилледж Вангард". Основателей оркестра уже нет в живых, но оркестр продолжает соблюдать эту замечательную традицию. В 1999 году я стал арт-директором Le Club, который сейчас называется Джаз-клуб Игоря Бутмана. Сначала мы просто играли по понедельникам, а потом стали хедлайнерами крупных фестивалей и обрели признание во всем мире.
Много лет был распространен стереотип, что "белые" не чувствуют и не умеют играть джаз так, как афроамериканцы. Приходилось ли вам с этим сталкиваться? Как вам работалось на "родине джаза" - в США?
Игорь Бутман: К сожалению, мы до сих пор сталкиваемся с таким предубеждением. Каждый раз приходится доказывать, что у нашего российского джаза свой путь, что этот феномен - самобытное искусство. Мы всегда играем "на разрыв души", как в последний раз. Кроме того, у нас есть свои мелодии, свои ритмы, свой лад, который "сидит внутри", и свои музыкальные традиции. Важно, что российский джаз развивается на хорошем фундаменте академического музыкального образования. Доказывать, что российский и любой другой "белый" джаз имеет право на существование, нужно концертами. Мы организовываем фестивали по всей России, даём сотни выступлений в год и на своем примере показываем, как может звучать эта удивительная музыка. В нашей стране появляется всё больше талантливых музыкантов, очень сильное молодое поколение.
И джаз, и ювелирное искусство исполняются мастерами своего дела
Первое время в США мне было непросто работать, но через какое-то время всё наладилось. Потом я приехал на гастроли в Россию и понял, что надо развивать джазовое искусство на родине. У нас для этого есть все предпосылки, а главное - свобода творчества. Я наблюдаю, как с каждым годом развивается наша индустрия. Недавно мы провели исследование и выяснили, что аудитория джаза за последние годы увеличилась почти в два раза. И это прекрасно!
Можете ли вы вспомнить забавные случаи из жизни вашего коллектива, в которых ярко проявился бы его характер, умение импровизировать и "свинговать"?
Игорь Бутман: Практически на каждом концерте происходят такие истории. К своему юбилею мы запустили подкаст "Джазуй", в котором я беру интервью у солистов нашего оркестра. Вместе мы не только говорим на серьёзные музыкальные темы, но и много шутим и как раз вспоминаем смешные моменты. В сообществе Московского джазового оркестра ВКонтакте уже доступны первые два выпуска: с барабанщиком Эдуардом Зизаком и нашей солисткой Фантине. Все забавное ищите там!
Московский джазовый оркестр со своим художественным руководителем.
Можно ли обычному человеку обычными словами объяснить, что такое свинг, синкопа и импровизация?
Игорь Бутман: Конечно, можно. Синкопа - приём в музыке, когда акцент идёт на слабую долю. Первая доля - сильная, вторая - слабая, но именно она и подчеркивается. Импровизация - это когда музыканты сочиняют вариации на тему, которая только что прозвучала, и делают это в реальном времени, прямо в присутствии зрителей. А свинг - особое чувство, которое приходит, когда акценты на слабую долю становятся основным музыкальным элементом импровизации и ритма. Когда музыканты играют с эмоциями и достигают того эффекта, к которому стремились, - это и есть свинг. Если музыкант играет профессионально - он играет со свингом. Это особый посыл и "парение над ритмом".
Какими предметами вы окружаете себя в жизни?
Игорь Бутман: Я люблю себя окружать предметами, которые способен приобрести. Все, что у меня есть, - это то, что мне нужно, соответствует моему вкусу и пониманию прекрасного. Если предмет дорогой, но некрасивый - он никогда у меня не появится.
Игорь Бутман с женой Анной.
Ваше сотрудничество с MIUZ Diamonds на первый взгляд кажется неожиданным. В чем вы увидели для него основание?
Игорь Бутман: И джаз, и ювелирное искусство исполняются мастерами своего дела. Для каждого из искусств необходимо вдохновение, и мы выступаем его источниками друг для друга: MIUZ Diamonds вдохновляет нас на искусные импровизации, а мы их - на невероятно красивые ювелирные изделия.
В какой обстановке вы больше любите играть - среди друзей и ценителей джаза или в больших залах?
Игорь Бутман: По-разному. Главный критерий хорошей площадки - отлично слышать аплодисменты. Порой на больших площадках аплодисменты до нас не доносятся. В маленьких залах атмосфера более камерная, доверительная. Если же решил играть в джаз-клубе, куда публика приходит поесть и расслабиться, нужно принимать правила игры. Нас не беспокоит, что люди ужинают, единственное, что может смутить, - ароматы вкусных блюд.
В ваших юбилейных концертах принимали участие артисты, работающие в самых разных жанрах. Объединение с какими из них вам кажется наиболее интересным и перспективным?
Игорь Бутман: Смешение жанров необходимо. Во-первых, оно расширяет музыкальное сознание музыкантов и слушателей, во-вторых, увеличивает аудиторию джазового искусства. Я бы не стал выделять какой-то один жанр. У нас прошли три очень разных по концепции гала-концерта в московском Театре Эстрады. В "Джазе и классике" с Хиблой Герзмавой и камерным оркестром Юрия Башмета "Солисты Москвы" мы показали, что строгие академические формы легко могут соседствовать с джазовыми импровизациями. В программе с Валерием Сюткиным и Сергеем Мазаевым облачили эстрадные произведения в джазовые аранжировки, подарили им новое звучание. Кроме того, в джазовых композициях всегда есть сюжет, поэтому они прекрасно встраиваются в программу "Джаз и театр" с Алексеем Гуськовым.
Что вы испытали, когда на вашем лацкане появилась двойная бриллиантовая брошь-трансформер от MIUZ Diamonds?
Игорь Бутман: Я иногда даже боюсь на неё смотреть — вдруг ослепну от красоты! Конечно, я очень рад, что такой серьёзный бренд стал спонсором нашего юбилейного тура. Интересно, что Московский ювелирный завод и российский джаз практически ровесники: джазу 102 года, а MIUZ Diamonds — 104. Можно считать, что весь свой путь они прошли рядом. Я раньше редко носил украшения, за исключением часов и обручального кольца, но теперь у меня есть подарок от наших партнеров — вот эта потрясающая брошь, которую я надеваю на самые важные концерты.