Сотрудники предприятий исполнили на Урале рабочие песни XXI века

В Екатеринбурге по инициативе профсоюзов состоялся финал открытого конкурса рабочей песни "УралProТруд". На заочный тур заявились 100 коллективов и исполнителей из 20 регионов России, в финал попал 41 номер. Особенность этого творческого состязания в том, что вокалистами выступают не профессиональные артисты, а представители профессий, далеких от сцены, к слову, не только рабочих.

Сотрудники предприятий исполнили на Урале рабочие песни XXI века
© Российская Газета

Получив задание редакции осветить это мероприятие, я тщетно попыталась вспомнить хоть какую-то популярную песню на тему труда, созданную после 1991-го, - в голову приходили только советские: "Не кочегары мы, не плотники" или "Крепче за баранку держись, шофер!". Словно последние 30 лет мы стыдились рабочих образов на эстраде и в кино.

Выдержать почти четыре часа основной программы и церемонию награждения в пяти номинациях по силам только людям рабочей закалки. А они еще почти 40 минут на бис исполняли любимые шлягеры. Публика поддерживала, кричала "браво". Да, в основном это была художественная самодеятельность, в которой больше задора, чем искусства, рифмы незамысловаты. Но местами я была просто поражена: со сцены звучали не только гимны и марши, но и оперетта, поп, авторская лирика, диско, клубное техно и даже рэп.

У многих солистов оказались шикарные голоса. Так, Антон Шардыко, заместитель главврача челябинской городской клинической больницы, очень уверенно держался перед зрителями. Спел проникновенно про коллег: "Мы каждый день за жизнь людей ведем бои, а гимнастерки наши - белые халаты…"

Индивидуальный предприниматель Стас Виршев в дуэте с баянистом Константином Щеколдиным из Пермского края дали жару. Точнее, брутального рока с хрипотцой: "Это наш край, это мой дом, это наш рай, мы живем в нем". Уральцы, давние поклонники этого музыкального жанра, оценили.

А почему люди, которые реально что-то делают руками, двигают экономику, не могут громко заявить об этом?

Высокий градус пафоса из Магнитки уравновешивался простецким, но таким искренним от смолян: "А связистам совсем не поют, их совсем как бы вроде и нет. Эта песня посвящается связистам-пацанам, водителям буханок и инженерАм". Алексей Спиридонов из Уфы покорил аудиторию камерным исполнением. Аккомпанируя сам себе под гитару, рассказал о буднях водителя городского автобуса. Кстати, Гран-при жюри тоже присудило транспортникам, только из трамвайного парка - дуэту Александра Нама и Светланы Репиной из Санкт-Петербурга.

Сменялись номера, а вместе с ними мое внутреннее восприятие. Если поначалу жанр гимна или марша казался слишком высоким для художественной самодеятельности, то потом подумалось: "А почему люди, которые реально что-то делают руками, двигают экономику, не могут громко заявить об этом?" "У комбинаааата, как у солдааата, свои победы и ордена, гордимся ими, как боевыми, столь дорогая у них цена", - выдал ансамбль огнеупорщиков из Боровичей, и нельзя с этим не согласиться.

Не обошлось и без самокритики.

- Классно, что у трудовых коллективов есть площадка, где можно спеть о своей профессии, о коллективе. Но есть и проблема - возраст большинства участников, - отметила член жюри Александра Шубина, секретарь Федерации независимых профсоюзов России. - К сожалению, такая музыка в соцсетях вряд ли взлетит, нужно направлять на конкурс больше молодежи. У них творчество немного другое, не всегда для концертной сцены, но, если совместить форматы, будет успех. Профессиональный стендап, короткие музыкальные ролики - то, чего пока не хватает.

Что ж, прекрасная методическая задача - подружить "зумеров" и рабочую песню. Справедливости ради надо сказать, что молодежь на гала-концерте все-таки была, начинающий педагог Дмитрий Юшин-Русанов из Челябинска даже удостоился спецприза центральной профсоюзной газеты, а предприниматель Антон Леонтьев получил приз зрительских симпатий, спев про добровольцев СВО. Но пока их сверстников немного - как на сцене, так и в зале.