На экранах - "Пришелец" Ивана Соснина

Единственный российский фильм в конкурсе Московского кинофестиваля 2024 года "Пришелец" выходит в прокат. Это мультижанровая картина, балансирующая между фантастикой типа "Близкие контакты третьей степени", социальной драмой в духе шукшинских "чудиков", душеспасительной сказкой и хоррором. Показанная в ней жизнь узнаваема и неправдоподобна одновременно.

На экранах - "Пришелец" Ивана Соснина
© Российская Газета

Фильм придумал, написал и срежиссировал Иван Соснин, и это его фирменный почерк. Он чаще предпочитает road movie, где люди все время куда-нибудь едут, познавая белый свет и самих себя. В его "Далеких близких" учитель бросает посреди учебного года школу (что само по себе невероятно), чтобы из Хабаровска метнуться в Москву к не знакомой ему френдессе по соцсети. Там не веришь ни одному поступку, придуманному волюнтаристски, "от фонаря", но волшебным образом тебя захватят и глубоко тронут декларируемые автором чувства. В сериале "Юг" неправдоподобно все, от экзотического имени не в меру простодушного героя и заканчивая его решением обокрасть любимую бабушку, чтобы пуститься на поиски не знакомого ему отца. Зато мы видим огромную страну и готовы разделить восторг автора.

В "Пришельце" деревенский чудик Леха построил дом, напоминающий татлинскую башню, из мусора (что абсолютно неправдоподобно), рисует на снегу призывные круги для инопланетян и вслушивается в шорохи слухового аппарата в надежде поймать сигнал из других миров. У него тоже бабушка, прикованная к постели, но властная, в поведении обоих заметен сдвиг по фазе. Однажды на дворе явится девочка Яна в вязаной шапочке, и Леха не сразу поймет, что это и есть посланец небес, принявший такой облик, но говорящий утробным голосом зомби (Алена Мирошникова).

Фильм помнит, что сказка - ложь, да в ней намек. Но нарушает какие-то важные пропорции фантазии и логики

Эти "близкие контакты" так погружены в невеселый деревенский быт с вымороченными танцульками для пенсионеров, магазином, где вечно нет хлеба, и хозяином конюшни Анатольичем (Сергей Федоров), избивающим лошадей, что романтические межзвездные связи здесь кажутся неуместными и невозможными. Скорее придет на ум какой-нибудь пересуд насчет бессмертной души, опекающей каждого из нас еще при жизни.

В сюжете замешены и детская травма Лехи, у которого пропала мама, и козни хозяина конюшни, и травля героя сворой озверевших односельчан, готовых сорваться с цепи по любому кличу "фас!". И, главное, бегство героя из этого земного ада неясно куда и зачем. Фильм малобюджетен и свободен от постановочных эффектов, что еще раз заставляет думать о его притчевой природе, так причудливо вписанной в хорошо знакомый русской глубинке быт.

Все персонажи окружения от танцующих старух до сердобольной продавщицы в лавке выписаны одной краской: старухи только сплетничают, продавщица только сочувствует, злобный Анатольич только злобствует. Более многоцветна бабушка (Татьяна Голубева-Сумарокова), но и она в основном перемывает косточки соседям. А самым странным кастингом мне кажется приглашение на роль живущего на таблетках Лехи Максима Стоянова - актера, по фактуре и типажу предельно земного. Он талантлив и все в роли делает правильно, но при этом трудно поверить, что он деревенский романтик, что прискорбен душою, что верит в межгалактические чудеса и способен разглядеть в девочке с помпоном инопланетянина.

Впрочем, я уже писал, что внешняя неправдоподобность входит в художественный арсенал режиссера, - он умеет раскрыть нам глаза на нечто более глубинное, - ведь не удивляемся же мы в притче о лошади и осле, что эти двое умеют разговаривать. Но это первый его фильм, где над фантазийным сюжетом не реет это нечто, чему сразу и безоговорочно поверишь. Слишком старательно, с каким-то наивом все обыграно, слишком назойлив неумолкающий скрежет музыки, слишком небрежно выписаны диалоги. Минималистский стиль фильма - не грех: талант снимет шедевр и в телефонной будке. Но он поспешно придуман - недодуман. Он невнятно снят и смонтирован. Частично это объясняется обстоятельствами: все снято за десять смен и почти без бюджета. Но зритель об этих привходящих обстоятельствах знать не обязан.

Так или иначе, безусловно талантливый, чуткий и умный режиссер, которого сразу полюбишь за его удивительные короткометражки "Интервью", "За горизонт", "Москва - Владивосток", "Большая восьмерка", за его дебютный фильм "Далекие близкие", вдруг взял стахановские темпы. Только в этом году, кроме "Пришельца", он выпустил в свет 8 серий "Юга" и уже снимает фантастику о духах леса. Боюсь, это те скачки с препятствиями, когда итог неизбежно определяют ухабы.