На «Кинопоиске» выходит сериал «Преступление и наказание»
Режиссер Владимир Мирзоев, снявший мистические «Топи» и детективный триллер «Внутри убийцы», в этот раз переносит зрителя в не менее тревожные и мрачные обстоятельства. По его словам, «Преступление и наказание» — история психоделическая.
Это все то же лето, «чрезвычайно жаркое время», Петербург. Только на дворе не XIX, а XXI век. Студент Родион Раскольников изнурен безденежьем, безработицей и часто задумывается о бессмысленности своего существования. А еще о том, что раз некоторые люди совершают великие открытия и двигают мир вперед, значит, имеют право и на самые мерзкие поступки. И, чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу.
Получилась довольно экспериментальная интерпретация романа в плане формы и подачи. Сериал похож на сновидение со множеством символов и сюрреалистичных образов: в нем, как и в романе, не всегда понятно, что есть сон, а что явь. Правда, по мнению независимого кинокритика Ивана Афанасьева, создатели с концепцией немного перемудрили:
Иван Афанасьев независимый кинокритик «Мне кажется, этот проект сделан на стыке артхауса и какого-то более-менее зрительского кино. Потому что привлечены достаточно серьезные, популярные артисты. При этом выглядит это все как какая-то адаптация театральной постановки, причем не то чтобы какой-то очень выдающейся. У меня странное впечатление, потому что это не надо было, как мне кажется, делать сериалом, надо было сделать полнометражный фильм. Мне не кажется, что зрители смогут выдерживать эту очень специфическую концепцию на протяжении десяти серий. В России к такому формату не привыкли. Символика, которая накручивается бесконечно, аллюзии, метафоры — вот этого всего в избытке. И, на мой взгляд, для сериала это может быть фатальным обстоятельством».
По моему мнению, Достоевский сложно поддается экранизациям, но здесь это вышло как минимум интересно. Создатели решили не работать с четким повествованием, а поиграть с визуальным наполнением и диалогами. По словам режиссера Владимира Мирзоева, сериал следует Достоевскому не буквой, а духом.
Нельзя не отметить каст. Иван Янковский в роли Раскольникова, Любовь Аксенова — его сестра Дуня, Тихон Жизневский — Разумихин, Владимир Мишуков — следователь Порфирий Петрович, который хочет добиться от Родиона чистосердечного признания, Алена Михайлова — Соня Мармеладова, Юлия Снигирь в образе дворянки Марфы Петровны, богатой жены Свидригайлова.
По мнению критиков, «Преступление и наказание» — однозначно свежий и новый сериал для онлайн-кинотеатров, некий импульс для их развития. Но для зрителей — это пока именно эксперимент. Продолжает автор телеграм-канала «Ремизорро» Артем Ремизов:
Артем Ремизов автор телеграм-канала «Ремизорро» «Все выглядит как минимум классно и хорошо. Но я, наверное, не большой фанат таких абстрактных вещей. Мне всегда хочется целостности, структуры, в том числе и сценарной. Поэтому я не могу сказать, что повествование меня очень увлекло, но очень увлекло именно то, как это все выглядит. Прекрасный Ваня Янковский. У него глаза такие, как будто он за день прочитал всего Достоевского и немного в шоке от этого. Точно хочется выделить Юлию Снигирь. Она там абсолютно демоническая: взгляд, походка, жесты, действия — это чистый гипноз, это очень круто. Но, честно, мне кажется, массовому зрителю вряд ли зайдет такое. И дело, наверное, не в качестве продукта, а в том, как он сделан. Это не самый типичный и простой формат подачи. Тем более это сериальная история, это не фильм».
Перенос сеттинга в наши дни не кажется странным, это довольно уместно, так как роман не привязан к конкретному периоду. Тем более что «Преступление и наказание» — классика.
Выход серий разделен как бы на две части: 26 октября выходят сразу четыре эпизода, а оставшиеся шесть — 30 ноября.