От рисованных кадров до компьютерной графики: как развивалась анимация?
28 октября – Международный день анимации. В этот день в 1892 году в Париже изобретатель Эмиль Рейно представил публике «светящиеся пантомимы». Этот момент стал считаться зарождением мультипликации. О том, как развивалась индустрия анимационных фильмов – в материале MIR24.TV.
Что было до анимации?
Еще до изобретения Эмиля Рейно люди создавали технологии, позволяющие «оживлять» картинки. В 1832 году бельгиец Жозеф Плато изобрел фенакистископ – прибор, с помощью которого можно было демонстрировать движущиеся рисунки. Он состоял из картонного диска с прорезанными отверстиями, через него был виден быстро движущийся диск с нарисованными изображениями. В том же году венский ученый Симон фон Штампфер представил миру стробоскоп – картонный барабан, закрепленный на оси. Внутри барабана двигалась лента с рисунками, которые демонстрировали фазы движения.
В 1833 году британский математик Уильям Джордж Горнер представил свой прибор для демонстрации движущихся картинок – дедалеум (в честь Дедала). Более поздние модификации изобретения стали называть зоотропами. В нем также двигалась лента с рисунками, как и в стробоскопе.
В 1877 году Эмиль Рейно представил усовершенствованный зоотроп, который позволял проектировать на поверхность движущиеся изображения. Ученый заменил цилиндр мягкой лентой с желатиновыми пластинками, что стало прототипом кинопленки. Изобретение получило название праксиноскоп. Рейно запотентовал изобретение и заложил фундамент для создания восьмипленочного киноаппарата.
Первые мультфильмы
После изобретения Рейно киноэнтузиасты задумались о создании фильмов, действующими актерами которых станут не люди, а игрушки и рисунки. Так, в 1898 году британский режиссер Стюарт Блэктон снял один из первых мультфильмов на пленку. Анимационный фильм назывался «Цирк лилипутов», а актерами в нем стали деревянные куклы.
«Я использовал набор деревянных цирковых артистов и животных моей маленькой дочери, чьи подвижные суставы позволили нам разместить их в сбалансированном положении. Это был утомительный процесс, поскольку движение может быть достигнуто только путем фотографирования каждого изменения положения», – делился коллега Блэктона Альберт Смит.
В 1914 году появилась первая кинематографическая анимация – динозавр Герти Уинзора Маккея. Его «оживили» благодаря огромному количеству рисунков, покадрово снятых на камеру. При создании этого фильма появилось деление на художника-аниматора, который создает движущихся героев, и на художника, рисующего фоны.
В 1927 году мультфильмы начал создавать легендарный Уолт Дисней. Его первым анимационным фильмом стал «Кролик Освальд», получивший широкое признание. Но, конечно, из всей галереи персонажей самым ярким остается Микки Маус. Через десять лет, в 1937 году, Дисней снимает свой первый полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов».
Анимация в Российской Империи и Советском Союзе
Первым российским мультипликатором, неожиданно для себя самого, стал балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Однажды в Лондоне он купил кинокамеру и после возвращения на родину занимался любительскими съемками. Сначала он снимал только друзей и семью. Ему так понравился процесс, что он предложил услуги оператора Дирекции Императорских театров, однако ему отказали. Но балетмейстер придумал выход: он стал снимать подготовки к репетициям. Сначала он продумывал спектакли, создавая их из картона и кукол. Он мастерил небольшую сцену, подводил к ней свет и выпускал балерин из папье-маше – небольших кукол высотой 20 сантиметров. Так мастер прорабатывал хореографию до начала постановки.
В 1906 году Ширяев начал снимать своих бумажных балерин, а мультфильмы показывал танцовщикам, чтобы они лучше понимали задумку. Долгое время об анимации балетмейстера не было известно. Только в 1995 году исследователи истории кино нашли записи в архивах.
До этого времени первым русским мультипликатором считали биолога Владислава Старевича. Он тоже создавал анимацию с целью обучения. Первым его фильмом стал «Lucanus Cervus» 1910 года. А главными героями были жуки-рогачи: ученый хотел снять борьбу самцов за самку. Однако под светом лампы насекомые стали бездействовать, и тогда Старевич использовал чучела на проволоке. Мультфильм стал популярен, и биолог взялся за другие картины.
В 1927 году в СССР была образована студия «Союзмультфильм», подарившая нам любимые истории детства. На студии трудились именитые мультипликаторы: Ф. С. Хитрук, Ю. Б. Норштейн, А. Ю, Хржановский, Э. В. Назаров и многие другие. Советская анимация пользовалась популярностью в мире. Одним из самых популярных кукольных фильмов стал сериал о Чебурашке режиссера Р. А. Качанова и художника Л. А. Шварцмана. А мультфильм А. К. Петрова «Старик и море» по повести Э. Хемингуэя, выполненный в стиле живописи по стеклу, получил «Оскар» в 2000 году.
От рисунков к компьютерной графике: анимация в наши дни
В 1970-е годы началось развитие компьютерной анимации. В 1971 году в США стали использовать систему CAESAR (Computer Animated Episodes Single Axis Rotation), созданную Ли Гарисоном. Система позволяла создавать короткую анимацию, просматривать ее на цветном мониторе и сохранять на компьютере.
В 1997 году Disney и Pixar стали создавать совместные полнометражные анимационные фильмы с помощью компьютерных технологий. Эти фильмы встали в ряд с игровым кино, став интересными не только детям, но и более взрослой аудитории.
Сейчас мультфильмы рисуются с помощью программ 3D Max, Maya, Softimage, Cinema 4D и других. Работники индустрии отмечают, что процесс работы стал намного проще, быстрее и дешевле. Раньше создание фильмов было доступно малому кругу людей – требовалось намного больше финансирования. Теперь же свои силы может попытать каждый, у кого есть навыки и компьютер со специальной программой.