Войти в почту

"Федя. Народный футболист": смотреть рекомендуется!

Бесков и Гаврилов получились, как живые

"Федя. Народный футболист": смотреть рекомендуется!
© Реальное время

В Казани в кинотеатре "Мир" состоялся предпоказ кинофильма "Федя. Народный футболист". Картина выйдет на киноэкраны сегодня, 31 октября, а накануне на просмотр собралась спортивная элита Татарстана, представляющая самые разные дисциплины. Помимо того, в Казань приехали актеры, сыгравшие роли Федора Черенкова и Рената Дасаева. Подробности — в материале "Реального времени".

Фильм про Черенкова — хорошо выполненное "Дело"

Предпоказ кинофильма "Федя. Народный футболист" собрал практически всю спортивную элиту Казани, ранее это было на демонстрации кинофильма о жизни теннисной легенды — Шамиля Тарпищева. Чета стрелков Деминых, ВИП-гости спортивного чиновничества Марат Бариев и Альберт Багаутдинов, боксерское сообщество Шамиля Юсупова и Евгения Захарова. Логично было видеть футболистов, таких как Руслан Минабутдинов, которому со стадиона "Трудовые резервы" до кинотеатра было рукой подать, и Наиля Гизатуллина, приехавшего на премьеру из Нижнекамска. "Рубин" представляли Рустем Айбатов, Ренат Булатов, "Сокол" делегировал Ильяса Минневалиева с группой футболистов из семейства пернатых "родных", как позиционирует себя клуб.

Гандбольный клуб "Зилант" был представлен директором Константином Горбуновым, и он был на предпоказе не просто, скажем так, из любви к искусству.

Кинофильм про Черенкова снял продюсерский центр "Сделано в "ДЕЛО", генеральный продюсер которого Сергей Шишкарев мотивирует своих подопечных на снятие второго фильма на спортивную тему, победу российских гандболисток на Олимпиаде 2016 года в Рио. Все просто: страсть Шишкарева это футбол (под его руководством новороссийский "Черноморец" играет в первой лиге) и женский гандбол. Шишкарев — президент федерации гандбола, под его покровительством еще и женская гандбольная команда "Черноморочка".

Спортивный директор федерации гандбола России Дмитрий Бочарников в интервью "Реальному времени" пояснял про Шишкарева: "Сергей Николаевич родом из Новороссийска, гандбол для него не был чем-то неизвестным. Столица Краснодарского края Краснодар славилась ручным мячом еще в советские времена. Помимо того, он занимался футболом, много сделал для восстановления местного "Черноморца". Можно просто говорить о том, что нашему виду спорта несказанно повезло, что Шишкарев стал президентом федерации и придал новые импульсы развития нашему виду спорта".

Проекты продюсерского центра "Сделано в "ДЕЛО" в киноиндустрии можно только приветствовать, хотя бы в плане спортивных кинофильмов. Линейка спортивных лент, которые начали снимать в десятые, уже включает в себя хоккейную "Легенду номер 17", борцовского "Поддубного", баскетбольное "Движение вверх", футбольного "Стрельцова" и шахматного "Чемпиона мира", которые начала штамповать студия "Три Тэ". Проблема в том, что фильмы на тему разных видов спорта, и, собственно, разных событий одного 1972 года — хоккейную Суперсерию и олимпийскую победу баскетболистов, скармливали зрителю видение сценаристов и режиссеров "Три Тэ".

Главного героя, стремящегося к победе несмотря ни на что, и антагониста из рядов спортивно-партийных чиновников, которого, в случае, если его не было, необходимо было придумать и слепить из образа множества других чиновников советского времени. В итоге выходили кинокартины с задачей не вспомнить прошлое, даже не переосмыслить его, а харкнуть куда-то в 60-е — 70-е, и даже ввести в умы молодого поколения какие-то новые парадигмы.

Помнится, основываясь на фильме "Легенда номер 17" одна горе-журналистка начала интервью с Татьяной Тарасовой со слов: "Как известно, Брежнев был фанатом "Спартака", не дожидаясь того счастливого времени, когда все люди, жившие в советские времена, отойдут в мир иной, и никто не возразит, что большего болельщика ЦСКА, чем Леонид Ильич, было трудно найти, за исключением министров обороны Андрея Гречко и Дмитрия Устинова, которым болеть за армейцев было "положено" по должности.

Сила — в правде

В фильме "Федя. Народный футболист" подобного антагониста, необходимого для повышения градуса в кинодраме, не было. Дело в том, что Черенкова при жизни любили свои болельщики и уважали чужие. Поэтому создателям картины приходилось натягивать конфликтные ситуации, то с Константином Бесковым, то с Валерием Лобановским. Придумали ситуацию с личным потрясением Черенкова от трагического матча с голландским "Хаарлемом" на который якобы пошли его родные. Тащить двухлетнего ребенка на футбол 20 октября, когда современники отмечали мерзкую погоду, при которой все замерзли, не осмелилась бы ни одна мать. Но сочинять так сочинять, и режиссер со сценаристом раскручивали эту историю до конца, отбирая хлеб у авторов телесериала "Давка 82", вышедшего на телеэкраны в нынешнем году. В концовке стал понятен замысел, зачем это делалось: над рядами трупов возвышался памятник Ленина. Кадр со спины демонстрировал равнодушие власти.

Чисто футбольное столкновение с тренером киевского "Динамо" Валерием Лобановским также выглядит необоснованным. Там реально невозможно было в одну телегу впрячь коня и трепетную лань: Черенкова с его стеночками и атлетичный футбол киевлян, которым они катком прошлись по чемпионату мира, пока каток не уперся в сборную Бельгии и шведского судью Эрика Фредрикссона. Кто знает историю советского футбола, тот поймет, чего стоила работа этого рефери. В конце концов, не только Лобановский не взял Черенкова на чемпионат мира, но и его клубный тренер Бесков в 1982-м не нашел Черенкову места в составе сборной СССР, насыщенной спартаковцами, киевлянами и тбилисцами.

Сильно показана личная драма Черенкова, связанная с историей 1984 года, когда Франк Веркотерен, будущий тренер самарских "Крыльев Советов", свел его с ума в противостоянии "Спартака" и бельгийского "Андерлехта" в Кубке УЕФА. Свел его с ума — это не литературный штамп, а практически медицинский диагноз, когда на фоне навалившихся нагрузок (Черенков был одновременно востребован в национальной и олимпийской сборных, а также в "Спартаке", игравшем чемпионат, Кубок СССР и еврокубки), сопряженных с дополнительным грузом ответственности, он не смог справиться с визави.

Веркотерен выглядел сильнее Черенкова в этом нет ничего удивительного и унизительного, Бельгия, чьим игроком основы был Веркотерен, это бронзовый призер ЧМ 1986, обыграв, кстати, нашу сборную в плей-офф, четвертьфиналист ЧЕ-1984, участник ЧМ-1982. Не исключено, что Веркотерен для "Красных дьяволов" тоже "Франк. Народный футболист". Но Черенков слишком сильно воспринял личную неудачу в борьбе с Веркотереном, совпавшую с итоговым поражением команды. Слишком близко принял к сердцу, передавшему импульс в мозг, и он в моменте не справился. Не будем домысливать, вырубили бы сценаристы "Три Тэ" для Черенкова партийного "Буратину", или нет, но сценаристу "Феди. Народного футболиста" хватило фактуры для создания драмы вокруг главного героя. Поскольку был антагонист — болезнь, у нее нет партбилета и идеологической направленности, ей все равно чью жизнь отравлять. И только с ней надо бороться, и только против нее был настроен зритель картины, сопереживая Черенкову, который ни разу за полтора часа экранного времени не переставал быть живым, заслуживающим сочувствия (Попадание с исполнителем главной роли — 100 процентов!). Очень светлый в общении человек. Хотя даже болезнь отдельные "былинники речистые" могут использовать для повышения драматичности своих картин, притягивая ее из будущего в судьбы своих киногероев, как бы не искажая реальность, а просто видоизменяя ее и в тоже время обманывая незнающих и раздражая искушенных: ну не так же все было, зачем врать-то?

Частая отсылка автора к предыдущим спортивным, якобы историческим, картинам объясняется тем, что они формируют мировоззрение зрителя. Якобы, объясняя это тем, что зритель, посмотрев кинокартину, затем пойдет изучать первоисточники, но получается другой эффект, когда зритель просто безоговорочно верит увиденному, воспринимая его как истину в последней инстанции. И памятник равнодушного Ленина тут вполне объясним.

Натуральный Бубнов

Любопытно, что сам Черенков успел сняться в советском кино, и это кино для детей "Ни слова о футболе". В начале 70-х годов этот фильм был первым про "Короля футбола", и в роли второго плана промелькнет 13-летний Федя Черенков, снявшийся в эпизоде, когда режиссеру понадобится реальный удар через себя. Вслед за этим фильмом советские кинорежиссеры сняли "Одиннадцать надежд", уже на взрослую тематику, и в обоих кинофильмах зритель увидел Александра Демьяненко, знаменитого Шурика из гайдаевских кинокомедий, а любители кино и футбола увидели Викторию Бескову, киноактрису и супругу футболиста и тренера Константина Бескова.

Двадцать лет назад в Зеленодольске проводился очередной мемориал Виктора Колотова, воспитанника татарстанского футбола, добившегося мировой славы в составе киевского "Динамо", в котором он выиграл Кубок обладателей Кубков и Суперкубок 1975 года. С Черенковым они совсем немного пересекались на одном поле, из-за десятилетней разницы в возрасте, но Черенков приехал в Зеленодольск, о существовании которого, возможно, не догадывался ранее. Ментально они были схожи, возможно, поэтому 45-летний Федор Федорович согласился приехать и мучительно выдавливать из себя слова в интервью моему коллеге Александру Егорову, ныне пресс-атташе футбольного "Сокола".

Автору повезло тогда пообщаться с человеком-праздником Алексеем Прудниковым, читатели "Реального времени" могли ознакомиться с этим интервью. Это был взрыв эмоций как интервьюера, так и благодарного слушателя. Спустя 5 лет мне посчастливилось пообщаться с партнером Черенкова вначале по "Спартаку", а затем по французскому "Ред стар" Александром Бубновым. Тут же, наоборот, было спокойное рассудительное осмысление своей карьеры и роли в футболе от человека, чей телевизионный образ приучил к взрыву эмоций. Помнится, мой хороший товарищ Тимур Калинин, в котором течет красно-белая кровь, подходил к Бубнову с желанием предъявить ему за "Спартак", много критикуемый в то время футбольным аналитиком, а отошел с осознанием того, что вся критика была связана с душевной болью Бубнова, переживавшего за любимую команду. "Спартак" он такой, он не отпускает, продолжая гнать своих многочисленных фанатов из города в город, вслед за любимой командой. С движения, которое спартаковские болельщики разносили по всей стране, горланя "От Москвы до Гималаев— король воздуха Дасаев".

"Невозможный Бесков"

Александр Бубнов, он же Буба, в этом фильме хорош. Но еще лучше Юрий Гаврилов в исполнении самого матерого в составе актеров-футболистов Дмитрия Белоцерковского, сыгравшего в сериалах "Восьмидесятые", "Кафе "Куба" и уже попробовавшего себя в футбольной роли в фильме "Лев Яшин. Вратарь моей мечты". Здесь же, перевоплотившись в упитанного Гаврилова, он просто солировал первую часть, зачастую вызывая смех зрителей фильма, который характеризуется как драма.

Вот что осталось непонятным, так это вплетение в сюжет личности Владимира Высоцкого. Вот о нем говори Черенков, в последний раз разговаривая с отцом. Вот Белоцерковский-Гаврилов разыгрывает целую сценку похода Черенкова в театр. Все в восхищении — как зрители в зале, так и проходившая мимо уборщица спартаковской базы в Тарасовке. Вот Черенков идет в кассу Таганки. Вот мимолетное знакомство с Высоцким. Вот они танцуют с невестой под песню Высоцкого. Вот, наконец, актер в роли Высоцкого исполняет монолог Гамлета в исполнении Высоцкого. Ну, и.. И все! Владимир Семенович, прощайте, дальше без вас. Уже были объяснения съемочной бригады, что в итоговый вариант фильма не попала сцена, в которой Черенков рвется с базы сборной, готовящейся к олимпийскому старту в Москве на похороны Высоцкого. Но без этой сцены всю сюжетная линия с Владимиром Семеновичем, выглядит неоправданной. При этом занимая большую долю экранного времени. И это оставляет ощущение недосказанности. Не неправды, а именно недосказанности, как с взаимоотношениями Черенкова с тренерами. Лобановский не взял его в сборную, и он плохой. Бесков не взял, а мы лучше упустим это обстоятельство и подтянем для поднятия градуса драматичности давку на матче с "Хаарлемом". Тогда смерть Леонида Брежнева почему не отобразили? Реально же народ переживал...

Наверное, второй, после личности Черенкова, в фильме о нем подсвечена личность наставника "Спартака" Константина Бескова в исполнении Николая Фоменко. Честно говоря, про масштабную личность Константина Ивановича можно было бы снимать отдельный фильм как про футболиста, так и про тренера, в том числе детского. А не ограничиваться документальным фильмом "Невозможный Бесков". Мало кто знает, что через работу в команде ФШМ (Футбольная школа молодежи) с ним прошел целый ряд звезд 60—70-х годов, таких как Амбарцумян и Гершкович, Логофет и Численко, Федотов и Шустиков. Плюс человек, которому Константин Иванович подарил свою фотографию, подписав ее: "Моему лучшему ученику от бывшего учителя". Речь идет об Игоре Кио, будущем знаменитом фокуснике и втором супруге Галины Брежневой. Это был первый иллюзионист, выросший у Бескова. Вторым стал Черенков, любимый своими и уважаемый остальными.