Настройте ваш оркестр. "Ненормальный" вернет нас к таинствам музыки
В пятницу в Туле откроется фестиваль "Кино & музыка", его идея принадлежит замечательному комедиографу Алле Суриковой. Идея более чем актуальная: музыка из российского кино явно уходит, а музыкальный жанр и вовсе - раритет, многие его смотреть и понимать почти разучились. По этому поводу - об одной из лучших картин фестиваля. Я ее проворонил. Критики о ней писали таким снисходительным тоном, что было ясно: режиссер-дебютант еще мало что умеет, картина бесконфликтна и благодушна, ее название "Ненормальный" не обещало события. По случаю фестиваля "Кино & музыка", где она в конкурсе, заинтересовался. И понял, что критики в очередной раз расписались в своей глухоте: картина замечательная, но музыкальная. А перед музыкальным кино они всегда встают в тупик - там свои законы, своя эстетика и свой, им неведомый эмоциональный строй.
На самом деле актер-режиссер Илья Маланин - явление в сегодняшнем нашем кино: он слышит и понимает музыку. Он ей доверяет в своем фильме главную роль. Он - интуитивно или обдуманно - умеет заставить свое кино взлетать на ее крыльях в такие эмоциональные высоты, до каких не доберется обычная кинодрама. Он начинает фильм звуками настраиваемого оркестра - готовя нас к посвящению в ее таинства.
Чем отличается музыка от драмы? Она целиком лежит в сфере эмоций. Ее нельзя объяснить - можно только почувствовать. Ее вибрации идут прямо в сердце. Меломан не спросит, о чем Пятая Бетховена, хотя и сказано: "Так судьба стучится в дверь". Музыке не нужны детали нашего быта, мотивы наших поступков - она летит на иных высотах.
Так и музыкальное кино - оно редко заморачивается вопросами, почему да отчего. Оно передает движения души, часто нелогичные, противоречивые. В нем драматургия чувств важнее драматургии действий.
После необходимой преамбулы - к фильму. Инженеру Юрию приглянулась девушка, он взялся ее проводить, и она, чтобы сразу поставить все точки над i, резко его огорошила: у нее восьмилетний сын в инвалидном кресле; миопатия, а значит, у парня нет будущего. Другой бы бежал опрометью, но Юра вернулся с проектом излечения безнадежно больного Коли. Тут же нашел с ним общий язык, и, заметив его интерес к музыке, привез пианино, стал учить на нем играть.
Фото: "Кинопоиск"
Здесь все на грани неправдоподобия. Хотя вступительный титр утверждает, что сюжет навеян реальным случаем. То, что музыка врачует, не новость. Поразительны детали сюжета, взлет героя без специального образования от закованного в панцирь мальчугана до пианиста-виртуоза, вышедшем на сцену международного конкурса в Шанхае со Вторым концертом Шопена. Драматург Роман Кантор, написавший сценарий для триумфального фильма "Мастер и Маргарита", что само по себе рекомендация, здесь дал актерам вполне достоверный материал - разработанные характеры, прекрасно выписанные диалоги и огромный диапазон эмоций, доступный только музыке. Вместе с режиссером они идут на то, что кажется преувеличением, неловкой эксцентриадой - как открывающая фильм сцена в китайском авиалайнере. Они не страшатся снимать историю, близкую нравоучительной сказке. Об упорстве, о мужестве и самозабвенном стремлении к цели, но и о сложностях отношений ментора и ученика, о необходимости человеку свободы. Выразительную музыку в стиле Джона Уильямса написали композиторы Савва Розанов и Игорь Яковенко. То есть первое и главное, что стоит отметить в этом фильме - профессионализм высокой пробы.
Критики писали об отсутствии плохих персонажей, о бесконфликтности, и не заметили самого сурового конфликта наших жизней - упрямого самопреодоления: вопреки приговорам врачей человек пробивается к полноценной жизни, к радости, творчеству, любви.
Этот фильм для режиссера Ильи Маланина - не дебютный. Несколько лет назад его пригласили на сериал для Netflix, все было уже снято, но стрим-гигант из России ушел, и готовый фильм лег невостребованным. К "Ненормальному" режиссер пришел, уже накопив хороший опыт. Что чувствуется в умении выстроить атмосферу, в точном кастинге, в работе с актерами - без каждого из них фильма бы не было.
Невозможно представить юного Колю без Елисея Свеженцева, в ту пору десятилетнего ученика севастопольской музшколы, с его поразительной отзывчивостью на все происходящее - его лицо читаешь, как музыкант ноты. Воплотивший выросшего Колю актер Илларион Маров готовился к музыкальной роли очень основательно - читал и слушал Гленна Гульда, месяцами работал над пианистической техникой. Замечательны образы матери (Наталья Кудряшова) и бабушки (Надежда Маркина), махнувших на себя рукой и живущих ради больного Коли. Александр Яценко в сложной роли Юрия дает мастер-класс психологического анализа. Все главные создатели фильма имеют отношение к музыке, ее понимают и чувствуют - отсюда особая аура картины, ее духовная мощь.
Не знаю, что будет дальше снимать Илья Маланин. Надеюсь, он осознает ценность своего дара выращивать кино из музыки и будет его использовать в творчестве.
Пока неизвестно, заметит ли уникальность картины жюри тульского фестиваля, но в моем личном рейтинге она займет почетное место сразу за безусловным лидером года - "Мастером и Маргаритой". Смотреть ее теперь можно в онлайн-кинотеатрах KION, Okko, Иви, Premier.