В "Геликон-опере" поставили спектакль в ностальгическом ключе

Спектакль в ностальгическом ключе и в стиле представлений для Дома культуры посвятили 100-летию Музея современной истории России, перелистав страницы воспоминаний и объединив все театрально-музыкальные жанры, режиссер-постановщик Илья Ильин и дирижер Валерий Кирьянов.

В "Геликон-опере" поставили спектакль в ностальгическом ключе
© Российская Газета

За час до премьеры действо в иммерсионном формате разворачивается во всех зрительских пространствах "Геликон-оперы". Атриум "Шаляпин" превратился в дворик 50-60-х: телефонная будка, стол, где играют в шахматы и можно отведать мороженое. В зале "Тихонов" - образ коммуналки той эпохи, а у гардероба под песни Виктора Цоя с кассетного магнитофона предлагают вспомнить барахолки 90-х. Все предметы брали из коллекций Музея современной истории.

Но главное действо - в зале "Стравинский". Спектакль "Тайны дома со львами" как финальный аккорд юбилея музея. Масштабное празднование его столетия прошло с размахом по всей стране от Владивостока до Калининграда.

Изначально в московском особняке на Тверской располагался Английский клуб, где часто бывал Пушкин. Здание чудом уцелело во время пожара 1812 года, а в 1924-м в этих стенах открылся Музей революции. Сейчас это Центральный музей современной истории России. На геликоновскую сцену выходят Пушкин, Вяземский, Чаадаев, Маяковский, Бернард Шоу, рассуждая о времени и о себе.

Зрители становятся свидетелями празднования 300-летия дома Романовых, Октябрьской революции, сталинских репрессий и Великой Отечественной войны... Полет Гагарина в космос, строительство БАМа, лихие 90-е прошлого века и воссоединение Крыма с Россией - эти страницы нашей истории становятся эпизодами спектакля. Получилось всего 17 небольших картин.

Музыкальная палитра тоже яркая, эклектичная, очень громкая (на микрофонном усилении). Практически все мелодии легко узнаваемы самой широкой аудиторией. Может, именно поэтому не звучит ни одной оперной мелодии, что, конечно, странно для оперного театра. Хотя несколько симфонических и хоровых сцен почти в "фоновом режиме" все же есть: крошечный фрагмент из "Войны и мира" Прокофьева, легендарное "Славься" из оперы Глинки "Жизнь за царя" или вступление ко второму действию оперы Чайковского "Евгений Онегин".

Музыкальную основу портрета эпохи, конечно, составляет киномузыка. Звучит сюита Георгия Свиридова из фильма Михаила Швейцера "Время, вперед!", увертюра Андрея Петрова к "Укрощению огня", песня Исаака Дунаевского из "Богатой невесты" "А, ну-ка, девушки, а, ну, красавицы", а также знаменитая революционная песня "Смело, товарищи, в ногу". Звучит "Я танцевать хочу" из мюзикла "Моя прекрасная леди" Фредерика Лоу в эффектном исполнении Лидии Светозаровой, популярное танго Карлоса Гарделя Por una Cabeza, проникновенный "Синий платочек" Ежи Петерсбурского (поет Валентина Гофер в стиле Клавдии Шульженко), а в завершение - "Очи черные" и торжественный финал оперы "Царица" Давида Тухманова.

Планируется, что спектакль войдет в репертуар театра, а в межсезонье его будут показывать на ВДНХ на площадке выставки "Россия". Музей на такой праздничной ноте начинает новое столетие своей истории.