Дилогия "Музыкальные шедевры"

Филипп Чижевский и его ансамбль Questa Musica пышным французским барокко концерта-открытия проекта "Музыкальные шедевры" поздравили слушателей с Международным днём музыки 1 октября. "Дни барокко" от ведущего российского коллектива старинной музыки включили три концертных выступления. Артисты "Новой Оперы" под управлением трёх дирижёров - Андрея Лебедева, Клемана Нонсьё и Юлии Сенюковой - отвечали за вторую половину совместного проекта и провели на федеральной территории "Дни оперы" в три вечера. "Впервые в этом году мы объединили в одном проекте два направления – барокко и оперу. Он полностью оправдал свое название – "Музыкальные шедевры": звучали всемирно известные и популярные сочинения, а также редко исполняемые произведения, но при этом настоящие жемчужины жанра", - отметил Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда "Талант и успех". Широкую панораму барочной музыки продемонстрировали музыканты Филиппа Чижевского. В программе гастролёров значилось французское, итальянское, английское и немецкое барокко. Исполнителями старинных композиций были мастерски выявлены национальные особенности жанра разных европейских традиций и стилевые различия духовной музыки раннего и высокого барокко. Изысканность элитарной старины заиграла благородной патиной старых мастеров. На первом выступлении коллектива месса "Вооружённый человек" франко-фламандского композитора, одного из родоначальников нидерландской полифонической школы Гийома Дюфаи открыла парад музыкальных шедевров. Хоровой коллектив Questa Musica исполнил сложную партитуру a cappella, сразу определив высокую исполнительскую планку. В следующей "Мессе в канун Рождества" француза Марку-Антуану Шарпантье к хористам присоединился оркестр. Торжественное церковное песнопение, недооценённое потомками, своей эмоциональной выразительностью вышло за рамки церковного ритуала, но стало ритуальным актом общечеловеческого сопереживания. Маэстро Чижевский почувствовал сердцебиение барокко французской культуры, приподняв прикладной характер музыки до важных смыслов бытия. Солистами выступили сопрано Дарья Хрисанова и Варвара Гансгорье, альт Анастасия Бондарева, тенор Михаил Нор, бас Илья Татаков. Во второй программе совместно со скрипачом-солистом Леонидом Железным ансамбль Questa Musica преподнёс слушательской аудитории визитную карточку барочной эпохи - "Времена года" Антонио Вивальди. Надо отдать должное всем исполнителям под предводительством дирижёра за то, что сверх популярный хит предстал свежим сочинением. "Сириус" традиционно уделяет особое внимание образовательно-просветительской стороне своей деятельности. Поэтому в рамках первой части дилогии "Музыкальные шедевры" зрителям были предложены беседы о самом предмете понятия "барокко". Основатель и художественный руководитель Questa Musica Филипп Чижевский провёл творческую встречу, модератором кооторой выступил эксперт в области музыкального барокко Роман Насонов. Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории и Московского университета также прочитал лекцию по истории возникновения "большого концерта" (concerto grosso). Оба спикера поведали любопытные личные предпочтения в музыкальном искусстве и, собственно, признались в любви к барокко. А познавательные ликбезы от Насонова всегда и везде пользуются интересом у профессионалов и любителей. Именно жанр инструментального концерта выл выбран темой завершения барочных дней Questa Musica. Два concerto grosso Георга Фридриха Генделя, сюита из музыки Генри Пёрселла к драме Афры Бен "Абделазар" и хрестоматийный Первый концерт Иоганна Себастьяна Баха поставили запоминающийся финальный аккорд барочного октября в "Сириусе".. Солисткой выступила доцент Московской консерватории, клавесинистка Александра Коренева. "Дни барокко в Сириусе" впервые состоялись в 2023 году. В 2024-м проект органично влился в объёмный проект "Музыкальные шедевры", передав эстафету проекту "Дни оперы в Сириусе", который представил Московский театр "Новая Опера имени Е.В. Колобова". Русская и французская опера XIX века, а также духовная хоровая музыка XX века составили программу концертов театрального коллектива. Три маэстро руководили процессом исполнения популярных произведений и редко исполняемых сочинений, продолжив концепцию проекта "Музыкальных шедевров" Ханс-Йоахима Фрая и его команды. Лирическая опера Петра Чайковского "Иоланта" - финальное сочинение композитора представили солисты, хор и оркестр "Новой Оперы" в концертном исполнении под управлением российского дирижёра Андрея Лебедева. Маэстро отметил: "Иоланта" – одно из самых светлых, самых духовных произведений в мировом оперном репертуаре. Эта опера о жертвенности и любви, поэтому она всегда своевременна и актуальна". Нетленная музыка Петра Ильича действительно прозвучала очень поэтично, с ощущением светлой радости. Партию Иоланты исполнила Марина Нерабеева (сопрано), короля Рене – Виталий Ефанов (бас). В роли Роберта выступил Илья Кутюхин (баритон), Водемона – Хачатур Бадалян (тенор). Партию Эбн-Хакиа представил Андрей Борисенко (баритон), Альмерика – Антон Бочкарев (тенор), Бертрана – Михаил Первушин (бас). Роль Марты (кормилицы Иоланты) исполнила Диана Толасова (меццо-сопрано), а в партиях Бригитты и Лауры (подруг Иоланты) выступили Валерия Бушуева (сопрано) и Полина Панина (меццо-сопрано). Вокальный ансамбль солистов умело координировался под рукой дирижёра, за которым следовали также хор и оркестр. Слаженность общего исполнительского организма создавала органику сценического развития и естественного существования героев в потоке событий. Все артисты отметили сосредоточенное внимание и тёплый приём доброжелательной публики. Артисты и зрители с одинаковым нетерпением ожидают открытие новой концертной площадки комплекса "Сириуса". Мечты о хорошей акустике и современных возможностях будущего пространства скоро станут явью. Комическая опера француза Адольфа Адана "Почтальон из Лонжюмо" свежо и необычно прозвучала под управлением французского дирижёра Клемана Нонсьё. У российского зрителя имя композитора ассоциируется в основном с балетами "Жизель" и "Корсар". Во Франции история о звонкоголосом почтальоне Шаплу стала этапом развития французской комической оперы XIX века, но потом была непростительно забыта. В 2023 году "Новая Опера" возродила раритет на большой сцене. В специально адаптированной для театра версии Сергея Плотова с остроумными стихами на русском языке опера-комик прозвучала в "Сириусе". В партиях были задействованы: почтальон Шаплу – Ярослав Абаимов (тенор), Мадлен – Валерия Бушуева (сопрано), Маркиз де Корси – Антон Бочкарев (тенор), Бижу, кузнец – Борис Жуков (бас), Бурдон – Михаил Первушин (бас). "Опера "Почтальон из Лонжюмо" была популярна в XIX веке и во Франции, и в России, и в Германии. И вот спустя два века она вновь в Москве. Успех в Новой Опере вдохновил нас представить эту постановку в Сириусе", – отметил Клеман Нонсьё, носитель традиций французского стиля. Завершили проект "Дни оперы в Сириусе" духовные сочинения советского композитора и современного автора - Концерт для смешанного хора Альфреда Шнитке и "Покаянный канон" Арво Пярта. Оба произведения, написанные для хора a capella, прозвучали в исполнении смешанного хора "Новой Оперы" под управлением главного хормейстера театра Юлии Сенюковой. Хоровой маэстро была рада представить хоровой коллектив театра как самостоятельную концертную единицу, выступающую на сцене автономно от оркестра. Она рассказала о выборе программы и напомнила: "В этом году весь музыкальный мир отмечает 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке. Центральное произведение вечера - его Концерт для хора." Музыка Арво Пярта, современника Альфреда Гарриевича, уместно вступила в диалог с музыкой Шнитке. Предвосхищая программу заключительного концерта проекта скрипач и дирижёр Илья Гайсин провёл встречу-беседу со слушателями об истории музыки и культуры, личностях Пярта и Шнитке, особенностях их произведений. Одно из наиболее масштабных произведений в творчестве эстонского автора "Покаянный канон" было написано на стихи православного проповедника Андрея Критского, жившего в VII веке. Из девяти песен Канона на концерте в Сириусе прозвучали семь. Особое впечатление возникло от необычной расстановки хоровиков по кругу. Визуальное сопровождение на экране добавило эффект. Концерт для хора Альфреда Шнитке продолжил образную сферу философской религиозности. Стимулом к созданию произведения в 1984-1985 годах послужил литературный первоисточник - "Книга скорбных песнопений" средневекового армянского поэта, монаха, философа, богослова Григора Нарекаци. При всей современной остроте музыкального языка Концерт для хора вобрал специфику музыкального языка прошлого. В партитуре улавливаются средневековые армянские песнопения и отсыл к хоровым концертам русских композиторов XVIII века. Серьёзный мессадж глубоких размышлений был передан слушателям на уровне тонких вибраций. Выразительность человеческого голоса и хорового звучания усиливали эмоциональное воздействие гармонических сочетаний. "Музыкальные шедевры" стали оригинальной страницей сборника интересных музыкально-просветительских проектов "Сириуса", который заботится о формировании культурного сообщества будущего концертного зала федеральной территории. Воспитание вкуса на примере истинных шедевров мирового искусства в высоком исполнительском качестве - лучший путь наставника зрительской аудитории. Проект "Музыкальные шедевры" реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Гастроли Новой Оперы на федеральной территории Сириус организованы при поддержке Департамента культуры города Москвы.

Дилогия "Музыкальные шедевры"
© Ревизор.ru