Теодор Курентзис, Ольга Волкова и musicAeterna выступят в Москве и Петербурге

Теодор Курентзис, Ольга Волкова и оркестр musicAeterna, Большой зал Филармонии, Санкт-Петербург, 11 ноября; Концертный зал "Зарядье", Москва, 13 и 14 ноября.

Теодор Курентзис, Ольга Волкова и musicAeterna выступят в Москве и Петербурге
© Российская Газета

В афише всех трех вечеров Концерт для скрипки и оркестра Иоганнеса Брамса и Пятая симфония Дмитрия Шостаковича - два признанных классических произведения, что относятся к абсолютно разным стилям и временам, но каждое значимо отражает настроение своей эпохи.

Брамс свой романтический опус, единственный Скрипичный концерт, посвятил преданному другу, превосходному скрипачу Йозефу Иоахиму. Именно вместе с ним композитор выверял сольную партию. Йозеф Иоахим, естественно, стал первым исполнителем Концерта, премьера которого состоялась в Лейпциге в 1879 году. Но многие музыканты с мировыми именами говорили об этом скрипичном сочинении как о фактически неисполнимом, требующем виртуозности за пределами человеческих возможностей. Опровергнуть этот интригующий миф взялась прекрасная скрипачка и красавица Ольга Волкова, в чьей творческой биографии гармонично сошлось много, казалось, несовместимого: от службы в Мариинском театре до работы в Михайловском с параллельным сотрудничеством с musicAeterna. Играет на скрипке Антонио Страдивари Nestor, Leveque, Rode 1735 года, относящейся к самому вдохновенному кремонскому периоду творчества мастера. Согласно самому распространенному преданию, название инструмента, вероятно, произошло от имени греческого царя Нестора, чей "голос слаще меда".

Пятая симфония Дмитрия Шостаковича считается водоразделом между ранним и зрелым стилями в творчестве композитора, рубежом между его юношеским максимализмом, фонтанирующим эксцентрикой и экспериментами, и трагическим симфонизмом мастера с его сосредоточенностью на "последних вопросах бытия". Новая простота языка Пятой симфонии, за которую композитора так хвалила советская музыкальная критика, оказалась обманчивой. С этого произведения начинается история тайного языка Шостаковича. В ней есть отсылки и к Малеру, и даже к Хабанере из оперы Бизе "Кармен" (быть может, это было просто музыкальным приветом возлюбленной, которая вышла замуж за испанца с фамилией Кармен), есть интонации "Интернационала", цитата из песни Шостаковича "Возрождение" на стихи Пушкина. И все же эту классическую четырехчастную симфонию с драматичным Allegro первой части, "уличным" скерцо, лирико-философским центром в медленной третьей части венчает поразительный финал - то ли победный триумф, то ли инфернальное торжество.

После выступления в Петербурге и Москве именно с этой программой и еще одной (Пятая симфония Густава Малера и симфонические фрагменты из оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда") musicAeterna с Теодором Курентзисом отправится на большие гастроли в Китай по маршруту Шанхай - Пекин - Ухань - Шэньчжэнь.