На экранах семейная драма-комедия "Отец года"
Отец взрослой дочери от первого брака и двух девятилетних близняшек от второго вдруг узнает, что его нынешняя супруга Наоми легла в реабилитационный центр лечиться от наркозависимости, оставив малышек на его попечение. Энди шокирован: он вообще ничего не знал о проблемах жены и не представляет, кто теперь будет забирать детишек из школы. Энди Гудрич - новая роль Майкла Китона, недавно снова воплотившего Битлджуса.
Уже приходилось ему играть и такого же растерянного отца в комедии "Мистер Мамочка". И вот спустя 40 лет он возвращается к тяжкой судьбине отца-одиночки, и без того погрязшего в проблемах своего тонущего бизнеса - Энди владеет художественной галереей, терпящей финансовый крах. Смотрим вышедший на экраны фильм "Отец года" сценаристки и режиссера Холли Мейерс-Шайер.
Картина феминистская, события даны с позиций страдающей половины человечества. Возможно, что и наркозависимость Наоми, и ее решение развестись возникли от преступной невнимательности мужа - он занят галереей, все заботы свалил на плечи жены, дети его почти не видят, а старшая дочка Грейс не скрывает, что любовь к отцу смешана с ненавистью: он ею никогда не интересовался.
Фильм забавный и грустный, и даже есть моменты, которые заставят зрителей обратить глаза зрачками в душу.
Но опытный актер Майкл Китон тоже не лыком шит - он противопоставляет экстремизму режиссера свой примирительный подход. Играет человека, у которого своя правда: бизнес кормит семью, и он отдает галерее все время и всю любовь. Свалившееся на него бремя заставит заняться детишками - пойдет процесс взаимного воспитания. Папа знает, что вступил на минное поле, и движется, как сапер, осторожно, прощупывая почву и жадно впитывая новые для него знания: девятилетние дети его учат любить, кроме бизнеса, домашнюю фауну. Вот он пытается устроить совместный просмотр любимого кино и показывает детишкам… "Касабланку" 1942 года. Вот зовет дочку на сносях назло врачам оттянуться в ресторане. Он трогательно неказист в попытках вернуть себе этот свой "ближний круг", незнакомый и непонятный, и запоздало научиться быть внимательным отцом и любящим мужем.
Весь фильм - нескончаемый урок любви. Он пронизан волнами сочувствия. Люди в нем отзывчивы и жаждут общения, чтобы выговориться. Случайно встреченный актер Терри охотно делится своими невзгодами, получая встречную порцию искренности от Энди. (Майкл Ури, по-моему, переигрывает, изображая комически хныкающего неудачника: игра всего актерского ансамбля вразнобой - из самых заметных недостатков фильма). Но хороши обличительные монологи беременной Грейс (Мила Кунис), изливающей на отца накопившиеся обиды. Вообще, наличие среди продюсеров ведущих актеров проекта Майкла Китона и Милы Кунис - разгадка непривычно интимной, семейной теплоты, излучаемой фильмом: оба относятся к этому кино как к своему ребенку, позволяющему реализовать нечто личное, внятное, хорошо выношенное.
Одна из тем - мотив старения и близкого ухода. Семидесятилетний герой еще ого-го, но вот уже надо, тяжко дыша, отдохнуть на скамеечке после недолгого восхождения на холмик. Энди словно гребет против течения, пытаясь удержаться хотя бы на месте. Вот подвернулся последний шанс спасти свою галерею - феминистку Лолу, дочь умершей художницы, удалось заинтересовать перспективой устроить выставку ее шедевров, от покупателей отбоя не будет. Арт-дилер Лоле понравится - такой домашний, семейный. И она согласится поручить ему заботу о картинах матери. Но тут же бросит ради более выгодного предложения. Для нее это новые надежды, для Энди - расставание со всеми надеждами. И будет щемящая сцена его прощания с галереей, которой отдана жизнь, с ее сотрудниками, с которыми он шел по жизни, и с планами на какое-никакое будущее. Всё, скоро занавес.
Феминизм по определению оптимистичен: прекрасные фемины несут миру новые жизни. Грейс родит, ее муж окажется неплохим человеком, придет всеобщее умиротворение под - вы угадали - хрустальный перезвон рождественских мелодий. То есть и у зим наших жизней есть свои маленькие праздники.
Это фильм одновременно забавный и очень грустный, временами умилительный, временами скучный, в нем банальные сюжетные ходы перемежаются подобием саспенса, прекрасные актеры собрались под приглядом посредственной режиссуры, но есть моменты, которые заставят зрителей, согласно Шекспировым заветам, обратить глаза зрачками в собственную душу. А смотреть иль не смотреть - на этот гамлетовский вопрос вообще не бывает объективного ответа.