Войти в почту

На "Ленфильме" открылась выставка "Мистическiй Кино-Петербургъ"

На киностудии "Ленфильм" появилась новая выставка - "Мистическiй Кино-Петербургъ". Открывая ее, историк кино, ленфильмовец Александр Поздняков сказал:

На "Ленфильме" открылась выставка "Мистическiй Кино-Петербургъ"
© Российская Газета

- Выставка выдающаяся - не побоюсь высокопарных слов. Принято считать, что в Петербурге мистические ощущения возникают во время белых ночей. Ты ходишь по пустынному ночному городу, вспоминаешь строки Пушкина, Андрея Белого и Гоголя со всей его чертовщиной... Но и в такую погоду, как сегодня, когда темнота пронизывает все вокруг, с неба падают капли дождя и снежинки, мистики тоже достаточно…

Только открыв дверь на киностудию, сразу оказываемся на вернисаже. Городские рекламные тумбы, инсталляция "Карточный домик", где на игральных картах изображены главные герои кинофильмов.

Это выставка-путеводитель по мистическим и шпионским тайнам города. За основу взяты пять кинолент, созданных на "Ленфильме" с 1982 по 1991 год: "Пиковая дама" режиссера Игоря Масленникова, "Первая встреча, последняя встреча" Виталия Мельникова, "Господин оформитель" Олега Тепцова, "Жертва для императора" Розы Орынбасаровой и "Пьющие кровь" Евгения Татарского. Фильмы объединяет в первую очередь место действия - Санкт-Петербург. Город-загадка, город-мираж, один из самых мистических городов России.

Что это за фильмы? "Пиковая дама" - экранизация повести Пушкина. Человеческие страсти, таинственные силы…"Первая встреча, последняя встреча" - детектив, история о странных, драматических событиях в Петербурге в канун Первой мировой войны. "Господин оформитель" - один из первых советских фильмов на мистическую тематику. Как сейчас его называют - "мистическая звезда советского кино", культовый фильм, советский хоррор. В основе - рассказ "Серый автомобиль", одно из самых загадочных произведений Александра Грина. "Жертва для императора" - детектив, "шпионский" фильм. "Пьющие кровь" - мистический триллер о вампирах, экранизация повести Алексея Толстого "Упырь".

Шпионы и вампиры, модерн и готика, карты и деньги… Чего только нет на выставке. Можно посмотреть неизвестный кадр из фильма "Господин оформитель". Увидеть факс-сообщение американской актрисы Тины Тернер с согласием сниматься в роли графини в экранизации "Пиковой дамы". Режиссерское предисловие к фильму Виталия Мельникова, рукописный перечень действующих лиц и исполнителей главных ролей. Блокнот художника Исаака Каплана с рабочими записями и списком локаций. Описания мест съемок. Информация о военном шпионаже и шпиономании, "кровососах", карточных играх. Карточная дуэль - ключевой момент в двух фильмах - героях выставки.

Куратора выставки Анну Маугли застали около витрины, в которой выставлены великолепные костюмы из фильмов. Просто рай для журналистов - слушаем и записываем ее увлекательные киношные рассказы:

- Два роскошных платья, в которых снималась в фильме "Пьющие кровь" Марина Влади, - алого цвета и синего. Костюмы с историей. В начале 1990-х хороших тканей в стране было не достать, привозили их на "Ленфильм" из-за рубежа, с какими-то ухищрениями, натурально -"партизанскими тропами"…

Замечательный образ слуги из фильма "Господин оформитель" - максимально сумбурный и при этом точно отображающий непростое материальное положение: мужицкая льняная рубаха, надетая навыпуск, а поверх - жилет и визитка, скорее всего, из пришедшего в негодность хозяйского гардероба. Жабо и белые перчатки завершают образ как символ внезапно свалившегося на хозяина богатства. Забавный костюм, остроумный. Слуга не только держит на себе весь дом, но еще и выполняет роль секретаря своего хозяина - Платона Андреевича. Эту роль блистательно сыграл актер Иван Краско, напитав своего персонажа иронией и бесподобным юмором.

В соседней витрине - белый костюм Платона Андреевича, художника-оформителя (его сыграл Виктор Авилов). В этом костюме главный герой появляется в самом начале картины, в завязке, происходящей в 1908 году: любимец публики, гордец, востребованный художник, друг Александра Блока (в фильме показано совместное фото с поэтом, дабы обозначить круг общения персонажа) - он высокомерно игнорирует репортеров после премьеры блоковского "Балаганчика".

В зале с костюмами также можно рассмотреть рисунки и эскизы двух замечательных художников: Татьяны Таракановой, создавшей образы для "Жертвы для императора", и Ларисы Конниковой, которая работала на "Господине оформителе".

"Жертва для императора" Розы Орынбасаровой (1991 год). Алексей Герман-старший пригласил Розу на Киностудию первого и экспериментального фильма, так как решил, что именно она наилучшим образом справится с экранизацией рассказа Куприна "Штабс-капитан Рыбников". Она приехала в Ленинград и в кратчайшие сроки воплотила этот замысел. Работа феноменальная и по масштабу, и по количеству преодоленных съемочной группой трудностей. Пленки было выделено столько, что приходилось все снимать одним дублем: актеры входили в кадр, предварительно отрепетировав свои реплики, максимально собранными, так как переснять возможности уже не было.

Совместно с коммьюнити From Outer Space мы оцифровали пленку с прокатной копией фильма, которая долгие годы хранилась у Розы Орынбасаровой. Теперь у нас есть возможность вновь показать в кинотеатре на большом экране эту несправедливо забытую замечательную картину.

- Я счастлива не только потому, что на выставке представлен мой фильм, - поделилась режиссер Роза Орынбасарова. - Это, конечно, чудо, волшебство, что "Жертва для императора" возвращается в Петербург, на "Ленфильм". У этой картины действительно большая мистическая история… Художники Анна Маугли и Дмитрий Мишенин, ставшие кураторами выставки, делают подвиг в искусстве. Кино расширяет границы времени, пространства и возвращает ноту, которая отсутствовала долгое время в этом пространстве.

В этот же вечер посетителям показали фильм Олега Тепцова "Господин оформитель" (1988). Сценарий Юрия Арабова, музыка Сергея Курехина. К слову, главная жемчужина выставки - короткая версия 1986 года, которую практически никто не видел, и она будет идти в мини-зале постоянно в течение полугода.

В программе работы экспозиции в ноябре и декабре - специальные события и показы фильмов, ставших основой проекта. 13 ноября на "Ленфильме" состоится показ картины "Жертва для императора" Розы Орынбасаровой и встреча с режиссером.

Выставка будет работать до марта 2025 года, с 12:00 до 20:00. Создана она при поддержке Министерства культуры РФ, одним из партнеров стал Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Посещение - бесплатное.

Прямая речь

Петр Тищенко, председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга:

- В переломные моменты истории люди испытывали потребность в ярких символических образах, потребность понять происходящее и обращались к мистическим силам. В ответ на это творцы создавали новые реальности, которые позволяли забыть о сложностях и найти простые ответы на сложные вопросы. Сегодня интерес к мистическому тоже очевиден. Думаю, эта выставка - квинтэссенция опыта, инструментария, талантов, образов, воплощенных в картинах знаменитой ленинградской школы, - будет востребована. Я очень рад, что свою лепту в создание этой цельной истории внесли городские архивы, точнее один особенный архив, в котором хранится память о творчестве и людях "Ленфильма".

Егор Кривда, главный хранитель фондов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга:

- Наш архив практически с первых дней существования работает с киностудией "Ленфильм". Мы храним более 350 тысяч документов, из них 20 тысяч - ленфильмовский фонд. Мы, архивисты, всегда рады видеть на выставках даже малые крупицы наших архивов, видеть, что это не какая-то "пыль прошлых веков", а живая, востребованная история.

Дмитрий Мишенин, куратор выставки:

- Эта выставка посвящена памяти наших потрясающих, удивительных режиссеров- ленфильмовцев: Виталия Мельникова, Игоря Масленникова, Евгения Татарского, которых уже нет с нами. Я вырос на их фильмах, и это та малость, которую я, художник, могу вернуть мастерам, воспитавшим меня своим творчеством. Низкий им всем поклон!

Кстати

Кураторы выставочного проекта - арт-группа Doping Pong, Анна Маугли и Дмитрий Мишенин, пионеры цифрового искусства в России. Их самые известные кураторские проекты: "Новые романтики" в "Севкабель Порт", выставка-байопик "Виктор Цой. Путь героя" в московском Манеже, "Виктор Цой. Легенда" в "Севкабель Порт", а также проекты "Динара Асанова. Незнакомка" и "По волнам киномузыки Исаака Шварца" на "Ленфильме".