Диалог с судьбой на латыни. Михаил Голиков возвращается в Омск
Лебединая песня Моцарта и средневековая кантата Орфа прозвучат для омской публики. За дирижёрским пультом - маэстро Михаил Голиков. Последнее незавершённое произведение Амадея Моцарта "Реквием ре минор" и музыкальный бестселлер Карла Орфа кантата Carmina Burana прозвучат со сцены Концертного зала Омской филармонии 15 ноября. За дирижёрским пультом программы "Колесо судьбы" (6+) - главный дирижёр Международного симфонического оркестра "Таврический" Михаил Голиков. В 1791 году Моцарт получает необычный заказ: на пороге дома композитора появился незнакомец и попросил его написать заупокойную мессу - "Реквием". Как выяснилось позже, к Амадею приходил управляющий графа Франца фон Вальзеггера, который хотел исполнять её в память о своей покойной супруге Анне фон Фламберг. А Carmina Burana - произведение эпическое, основанное на 24 стихотворениях из сборника средневековой поэзии. Оригинальный манускрипт сборника был обнаружен в 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн на территории современной Баварии. Отсюда и название музыкального произведения, которое переводится с латыни как "Песни Бойерна". Стихотворные тексты датированы 1300 годом и написаны странствующими певцами и поэтами - вагантами. В смысловом центре кантаты - колесо фортуны, подчиняющее человека своей воле. - Я считаю, что по музыке можно судить о судьбе, а предсказание судьбы - дело неблагодарное. Мне кажется, что музыканты бо́льшие фаталисты, чем простые люди. Когда ты имеешь дело с тем, что вечно, то волей-неволей становишься причастен к этому вечному, - рассказывает Михаил Голиков. - Сочинения Моцарта и Орфа стали общепризнанными шедеврами той философии, которая направлена на человека, свободу его души. И помимо глубоких эмоциональных переживаний, там (в произведениях) есть много иронии человека над самим собой, что является проявлением невероятной силы. Того, что, может быть, сегодня не хватает целым народам: лёгкости и одновременно с этим мужества глядеть в глаза не просто трагедиям, а в глаза самой смерти. Ведь "Реквием" - это о том, что человек не боится смерти, потому что знает, что душа бессмертна. "Реквием" - это лебединая песня Моцарта, его завещание и прощание с миром. А некоторые аккорды Carmina Burana знакомы всем: они звучат в рекламе, кино, видеоиграх и на футбольных матчах. Даже Майкл Джексон начинал свои шоу с кантаты, звуки которой, безусловно, завораживают. Но древняя латынь в сочетании с громогласными аккордами может и напугать впечатлительных. Поэтический текст кантаты исполнят солисты из Санкт-Петербурга, а также юные хористы из Хорового отделения Омского государственного детского ансамбля. - В кантате добро и зло, жизнь и смерть, фортуна, которая, наверное, присутствует в жизни каждого человека, поэтому дети, хоть и небольшие, но они понимают по музыкальному материалу: это позитивный момент, а этот - трагический. Это они должны передать в звуке эмоционально. Мы надеемся, что музыка проникнет в любое сердце - от маленького до большого, - отметила главный хормейстер Омского государственного детского ансамбля Раиса Костикова. Юная вокалистка Омского детского ансамбля Анна Ларченко отмечает, что Carmina Burana - нелёгкое и трагическое произведение, и признаётся, что выучить ноты несложно. Главные трудности возникают с исполнением на латинском языке. - Само по себе произношение латыни, которое имеет связь между мягким итальянским и жёстким немецким языком, занимает какую-то серединку - мистическую и волшебную. Это и привлекает зрителя и проявляется главным образом в нашей программе Carmina Burana, где, помимо латинского, есть и старо-немецкий текст. Фонетика языков завораживает и давно уже стала брендом в исполнении этих произведений, чем трогает публику любой языковой группы во всём мире, - отметил Михаил Голиков. Произведения действительно не относятся к разряду "лёгких песенок", слушая которые напрягаться не приходится: "Реквием" Моцарта звучит 60 минут, а Carmina Burana Орфа - целая театральная постановка, длиною больше часа.