Семь Бахов, студенческий оркестр и китайская пианистка
Казанская консерватория открыла новый международный фестиваль, посвященный Году семьи
Иоганн Себастьян Бах — самый известный представитель своей музыкальной династии. Но мало кто из непрофессиональных музыкантов сегодня помнит, что Европа в XVII–XVIII веках знала десятки композиторов и виртуозных исполнителей с фамилией Бах. И все они были родственниками, слово "бах" одно время даже было именем нарицательным, обозначавшим музыканта. Дядья и племянники всех степеней родства, четверо из семи сыновей Иоганна Себастьяна Баха были знаменитыми музыкантами. Казанская консерватория вспомнила эту династию и организовала уникальный концерт "Семь Бахов", в котором показала публике произведения представителей знаменитой фамилии — многие из них в нашем городе доселе со сцены не звучали. Концерт становится первым в рамках I Международного фестиваля музыкальных династий, который консерватория приурочила к Году семьи. Подробнее — в рассказе "Реального времени".
"Нам захотелось посмотреть на историю музыки сквозь призму музыкальных династий"
Казанская консерватория открыла I Международный фестиваль музыкальных династий концертом "Семь Бахов". Художественный руководитель и идейный вдохновитель события, ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев объясняет "Реальному времени", на чем основывается концептуальный базис фестиваля:
— В Российской Федерации сейчас идет Год семьи. Для нас, музыкантов, семья — это очень важная воспитывающая среда. Дело в том, что это настолько сложная профессия, что очень трудно к ней прийти неподготовленным. Поэтому у музыкантов и дети часто приходят в музыку. Так складываются династии. И нам захотелось посмотреть на историю музыки сквозь призму музыкальных династий. Ведь так было всегда! Например, музыкальная династия Бахов, которой мы посвящаем первый концерт фестиваля, пожалуй, самая известная и самая обширная в мире. Более 150 лет представители семьи Бахов работали по всей Европе и были авторитетнейшими музыкантами.
Это настолько сложная профессия, что очень трудно к ней прийти неподготовленным. Поэтому у музыкантов и дети часто приходят в музыку
Проректор консерватории по творческой деятельности и связям с общественностью Елена Хакимова рассказывает, что мероприятия, включенные в фестиваль, затрагивают не только династии (объединяющие три поколения и более), но и семьи в целом. Например, это абонементные концерты музыкально-образовательного проекта "Казанская консерватория для всей семьи". Но центральными событиями становятся концерты, и первый из них — "Семь Бахов".
— Все знают гиганта мысли, выдающегося композитора Иоганна Себастьяна Баха. Но и другие представители музыкальной династии Бахов имели прямое отношение к музыке. Среди них были виртуозные музыканты, многие из которых пробовали себя в композиции. И мы решили рассказать об этом широкой публике, — объясняет Елена Хакимова.
Программу первого концерта на правах художественного руководителя фестиваля формировал сам Вадим Дулат-Алеев. Он же и встал за дирижерский пульт, руководя выступлением концертного камерного оркестра Казанской консерватории. Ректор делает это не так часто — только когда речь идет об уникальных международных проектах. А проект с династиями обретает статус международного, ведь в рамках фестиваля оркестр Казанской консерватории отправится в Минск. Там этот же баховский концерт будет представлен совместно с солистами из Белорусской академии музыки.
— Эта тема оказалась настолько интересной и сближающей, что белорусская сторона с большим энтузиазмом на нее отреагировала. Они очень заинтересовались программой, которая у них тоже никогда не звучала, — рассказывает ректор Казанской консерватории.
В декабре фестиваль продолжится концертом "Музыкальные династии Казанской консерватории" — в нем поучаствуют представители 13 музыкальных фамилий, которые имеют непосредственное отношение к консерватории. На сцене в рамках одного номера будут присутствовать представители минимум двух поколений каждой такой семьи.
Десятки "ручьев", вытекающие… из булочной!
В концерте "7 Бахов" были представлены семеро композиторов — великий Иоганн Себастьян, имя которого известно каждому, несколько его сыновей, дядя и племянники. Они относились к разным музыкальным поколениям, писали на стыке разных эпох искусства. Старшие Бахи — это музыка барокко (большим специалистом по которой, кстати, является Вадим Дулат-Алеев), а вот младшие (у которых, кстати, учился композиции великий Моцарт) — уже классический стиль.
Профессор Казанской консерватории Елена Хадеева поговорила об этом уникальном семействе с нашим изданием. Итак, под фамилией Бах каждый образованный современный человек помнит только великого Иоганна Себастьяна. "Не ручей — море должно быть имя ему!" — писал о нем другой великий немец — Людвиг ван Бетховен уже в XIX веке (слово Bach переводится с немецкого языка как "ручей"). А вот Моцарт и Гёте, оказывается, отзывались с не меньшим пиететом о сыновьях Иоганна Себастьяна — их мы уже не помним, а ведь они тоже оказали огромное влияние на формирование классической музыкальной традиции.
— Иоганн Себастьян в свое время составил генеалогическое древо своей семьи — ему удалось начать с XVI века, пращуром Бахов оказался булочник. Семьи в то время были большие, по 5—6 детей минимум. В немецкую традицию входило домашнее музицирование. И с течением времени так вышло, что два века подряд Бахи растили поколения музыкантов. Даже если попытаться подсчитать, сколько их было всего — это будет очень сложно. И какое-то время в Европе бытовало даже нарицательное название — всех музыкантов называли "бахами"… Все играли на разных инструментах, многие сочиняли музыку, — рассказывает Елена Хадеева. — В этом концерте, помимо Иоганна Себастьяна, прозвучат произведения его двоюродного дяди, троюродного брата, четверых родных сыновей…
Бахов, кстати, часто именовали по названиям городов, в которых те жили и работали. Еще бы! Запутаться в них не составляло никакого труда.
Например, "Лондонский Бах" — Иоганн Кристиан, 11-й сын Иоганна Себастьяна — в 1764 году музицировал вместе с восьмилетним Вольфгангом Амадеем Моцартом, и впоследствии первые симфонии великого австрийца были написаны во многом под влиянием Иоганна Кристиана. В Лондоне этот Бах проработал 20 лет — учил музыке юную королеву Шарлотту. А до тех пор 8 лет проработал в Италии (поэтому его еще иногда называют Миланским Бахом). Его перу принадлежит огромное число произведений — в том числе 41 симфония и около десятка опер.
— Или "Галльский Бах" — Вильгельм Фридеман Бах, старший и самый любимый сын Иоганна Себастьяна, который много лет жил и работал в городе Галле, — продолжает рассказывать Елена Хадеева. — Он был потрясающий музыкант, великолепно импровизировал — его даже сравнивали с отцом, а какое-то время Вильгельм Фридеман был даже популярнее, чем его знаменитый отец. Бах-отец вложил в него множество усилий — писал для него произведения. "Хорошо темперированный клавир" был написан именно для него. Представляете, у нас его играют выпускники и студенты, а ведь Иоганн Себастьян писал эти прелюдии и фуги для своего 12-летнего сына! Правда, он был столь же безалаберный, сколь и талантливый. Например, потерял множество сочинений своего отца, постоянно менял места работы, распродавал вещи и в итоге оставил свою семью без средств к существованию. И все равно его Иоганн Себастьян ценил больше всех и считал своим продолжением…
"Берлинский", или "Гамбургский" Бах — Карл Филип Эммануил, один из старших сыновей Иоганна Себастьяна, был виртуозным клавесинистом. На его произведениях учился композиции Йозеф Гайдн. Бетховен выражал гению "Берлинского Баха" свое восхищение, а Моцарт писал про него: "Он отец, мы — мальчишки. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него".
Иоганн Кристоф Бах, двоюродный дядя Баха, при жизни имел репутацию отличного композитора, но он не избежал сравнения со своим великим племянником. Кстати, двое внуков Иоганна Кристофа — тоже музыкантов — в конце XVIII века уехали в Америку и основали там местную ветвь семейства, так что американские Бахи точно были. Хочется спросить: а русских точно нет?
Музыкальная традиция Бахов, эта полноводная творческая река, иссякла только в XIX веке, оставив за собой колоссальное наследие. И теперь это наследие открыла казанской публике консерватория.
"Так сохраняются культурные традиции"
Стройный, красивый, изящный концерт прозвучал легко и филигранно. И строгую, чарующую полифонию старших Бахов, и уже близкую к моцартовской и гайдновской виртуозную музыку младших, предвосхищающую воцарение классицизма — все это публика принимала с замиранием сердца. Казанский зритель впервые увидел "живое" исполнение некоторых из этих редких произведений.
И только профессиональным музыкантам было понятно, какая огромная работа предшествовала этой сценической красоте и легкости. Не зря уникальной программой заинтересовались и в Минске, и в Москве (в Академии Гнесиных этот концерт тоже прозвучит). Во-первых, нужно было собрать и подготовить к исполнению произведения, очень редко звучащие в современных концертных залах.
Во-вторых, серьезную работу по освоению непростого музыкального материала проделали молодые оркестранты — концертный камерный оркестр Казанской консерватории. Открытием для казанской публики стали альтист Ильдар Гайнутдинов и виолончелист Давид Ипатьев. Студентка из Китая Тянь Юнь блестяще справилась со своей партией в двойном Концерте для альта и фортепиано Иоганна Кристофа Фридриха Баха.
Она учится в Казанской консерватории по классу фортепиано и поделилась с "Реальным временем" своими впечатлениями:
— Работа над этим произведением была увлекательной. Ведь этот концерт наполнен большой жизненной силой, энергией и радостью. В чем-то его стиль близок к музыке Моцарта: есть и светлая тонкая лирика, и динамичное движение в пассажах, которое всегда держит в тонусе. А еще для меня было большой честью и радостью выступить на главной академической сцене Казани с Концертным камерным оркестром Казанской консерватории и, конечно, с Вадимом Робертовичем Дулат-Алеевым. Спасибо за веру в меня! И я думаю, что в Китае к произведениям Баха и его сыновей тоже отнеслись бы с интересом и любопытством. Мы ведь все с детства учимся играть на фортепиано именно через его музыку!
И, наконец, в-третьих, для некоторых из этих почти забытых сочинений потребовалось создать транскрипцию для оркестра, ведь изначально они были написаны для отдельных инструментов. В этой подготовительной работе сыграл большую роль композитор и лютнист, доцент Казанской консерватории Виталий Харисов. Он, кстати, со своей лютней тоже участвовал в концерте.
Вадим Дулат-Алеев подытоживает:
— В Казани сейчас впервые в одном концерте прозвучали произведения разных поколений семейства Бахов, да еще и в исполнении оркестра. Интересно, что в реализации идеи тоже участвовали потомственные музыканты! Например, семейный дуэт флейт — Алмаз и Ляйсан Багабиевы. И многие ребята, которые играют в оркестре, тоже представители музыкальных семей. Для нас всех эта тема близка и очень важна, потому что так сохраняются культурные традиции, наши духовные и семейные ценности. И через семью, через наследственный профессионализм музыкальную культуру удается сохранять на самом высоком уровне!