Войти в почту

Закон и справедливость. От советского милиционера – до российского полицейского

Рожденная революцией – так говорили про советскую милицию и даже сняли одноименный фильм. В России 10 ноября отмечают День сотрудника органов внутренних дел, ну а в народе его по-прежнему любя называют Днем милиции. Политический обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин проследил эволюцию советского, а потом и российского милиционера.

Закон и справедливость. От советского милиционера – до российского полицейского
© Mir24.TV

«Вор должен сидеть в тюрьме, верно?» – хрестоматийный образ оперативника и цитата из фильма, которая стала правилом сотрудников МВД. Даже непонятно, кто списал образ офицера УГРО: сыщики с Жеглова или все-таки Жеглов с сыщиков.

Как бы сказали в уголовной среде, сценаристы «Горбатого» не лепили, а писали с жизни. Закончилась война, в милиции работать некому. В органы идут фронтовики. Глеб Жеглов всю войну ловил бандитов, Володя Шарапов, пришедший с фронта, в оперативной работе пока ничего не понимает. Фильм снят по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Два главных героя – таких на улице встретишь, внимания не обратишь. Шарапов живет в коммуналке и донашивает армейскую форму. Жеглов прописан в общежитии. Его самого милиция сделала человеком.

Но во время войны на плечи милиционеров легла двойная работа. Они боролись со шпионами и диверсантами, которых сотнями тысяч забрасывали в советский тыл фашисты. Они же держали фронт против бандитизма. После Победы в милиции себя находили многие фронтовики. Как, например, знаменитый Дядя Степа, который «ранен был немножко, защищая Ленинград».

Милиция в общем-то и появилась в таких же условиях. Сразу после революции. Царской полиции уже нет, а новых правоохранителей еще нет. Откуда их брать, тоже непонятно. Набирают из тех, кто хочет. Как в фильме «Зеленый фургон».

Подросток Володя Патрикеев, начитавшись романов про Шерлока Холмса, хочет победить всю преступность Одессы. Бывший гимназист становится начальником милиции целого отдела. Просто потому, что больше некому. Его отправляют на борьбу с самогонщиками в отдаленный уезд, а он бросает вызов криминальному сообществу.

Милиция тогда боролась с бандами, которых не счесть. Как правило, назывались они по фамилиям или кличкам лидеров: Леньки Пантелеева, Мишки Япончика, банда Сабана, Кошелькова, Ваньки Белки и другие. Их были сотни по всей стране.

Целый год в стране была анархия. С 1917-го по 1918-й. Ленин тогда решил, что народ должен защищать сам себя и с оружием в руках люди не дадут разгуляться бандитам. Но вышло наоборот. Устав от разгула преступности, люди сами пошли в милицию. Да и само слово переводится как «вооруженный народ».

«Милиция как правоохранительный орган стоит на защите законов. Нет законов, так вопрос – что она защищает?» – отметил профессор Самарского государственного экономического университета Глеб Алексушин.

О том, как появилась рабоче-крестьянская милиция, и сняли фильм «Рожденная революцией». Защищать народ приходит сам народ в лице крестьянина Николая Кондратьева. Раньше развлекался драками стенка на стенку. В этом фильме деревенский паренек становится милицейским генералом. Наглядный пример, что милиция – часть советского народа.

«Рос Кондратьев, на его погонах появлялись новые звездочки, появлялся опыт. Встретил любовь, создал семью. Он стал прототипом героя, прошедшего жизнь вместе со своей организацией, в данном случае вместе с милицией», – отметил искусствовед Геннадий Болгарин.

При министре МВД Николае Щелокове вышла целая серия фильмов про советскую милицию. Таким образом он хотел повысить ее престиж в глазах народа. И действительно народными стали герои Знаменский, Томин и Кибрит из сериала «Следствие ведут знатоки». Они олицетворение кабинетных работников, интеллектуалов, которые в раскрытии дел применяют научный подход. В их работе появляются уже экономические преступления.

Песня «Наша служба и опасна, и трудна» стала неофициальным гимном милиции, но ушла в народ. А вместе с ней и сериал. Примечательно, что настоящие милиционеры отращивают бакенбарды как у майора Томина. Хоть это и нельзя, но начальники закрывают глаза.

«Они якобы все время расследуют, они такие монстры – такого не бывает. Они должны прийти домой, заняться своими домашними делами и забыть, что у них на работе происходит», – пояснил Глеб Алексушин.

В 1960-х на смену бескомпромиссным и жестким операм послевоенных лет приходят совсем другие милиционеры. Вот и следователь Подберезовиков, хоть и дружит с главным злодеем, и в одном кружке самодеятельности играет, а все же арестовывает друга. Закон выше личного.

В «Бриллиантовой руке» милиция по-гайдаевски комична. Но дело свое знает. Ведут агента Семена Горбункова. И явно способны внедриться в банду.

В новую эпоху на экране уже жаргонные слова в устах милиции: хата, малина, крыса. Внутренний сленг уголовного розыска. 1990-е. Там остались самые преданные, хоть и не без греха. Как и зрители. В отличие от майора Томина капитан Ларин уже может открыть пиво пистолетом.

Но служат там не за деньги, а за совесть. Такие же люди, с теми же слабостями. Их вряд ли отличишь в толпе. Вот она, милиция из народа, даже в 1990-е. В стране разруха, зарплаты задерживают всем: и участковым, и постовым, и оперативникам, они занимают друг у друга деньги, но служат.

«Реальные сотрудники говорили: «А что вы в этом отделении работаете, переходите к нам, у нас талоны на бензин, зарплаты побольше». Мы говорим: «Да нет, мы же...». Они: «Да ладно, что мы не видим, что вы наши, свои», – рассказал заслуженный артист Российской Федерации Александр Половцев.

И всегда готовы бороться со злом. 1990-е стали испытанием для российской милиции. В новом веке название изменилось, но суть осталась та же. И теперь уже полицейские такие же главные герои телесериалов. Как, например, «Мама-детектив» на телеканале «МИР». Времена поменялись, а преступления все те же.