В Москве завершился фестиваль "Опера Априори"

Финальным аккордом форума вокальной музыки "Опера Априори", известного своим интересом ко всяческим редкостям, стали малоизвестные произведения англичанина Густава Холста, 150-летие со дня рождения которого празднуется в этом году. Сочинения исполнили Камерный оркестр Musica Viva, Русский хор имени А.В. Свешникова, солисты Ольга Толкмит, Кирилл Матвеев и Евгений Никитин под управлением Джереми Уолкера.

В Москве завершился фестиваль "Опера Априори"
© Российская Газета

На концерте в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя исполнили получасовую оперу "Савитри" на либретто самого композитора по мотивам эпизода древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Чаще всего, когда в мире вспоминают об этой опере, она соседствует с еще одним забытым опусом американца Томаса Пасатьери "Синьор Делузо". В Москве же в качестве "прелюдии" прозвучали "Гимны Ригведы" Густава Холста для хора и фортепиано, а также мировая премьера "Дивного действа" для хора и камерного оркестра Алины Подзоровой. Произведение было написано специально для фестиваля на тексты из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина и Плача из фольклорного наследия Русского Севера и явно не родилось бы, если бы прежде Валерий Гаврилин не создал свои "Перезвоны".

"Савитри" же - это история, рассказанная всего тремя солистами (одетыми, несмотря на концертную версию, в стилизованные костюмы "Императорского портного" от Сэмми и Энди Котвани), о верности, преданности и силе любви женщины. В основе сюжета оперы - диалог принцессы Савитри и Бога смерти, который пришел забрать душу ее мужа в царство теней. Но, проникшись ее преданностью, отказывается от своего намерения.

Партитура оперы доказывает, что Холста не зря считают не только поклонником, но и эпигоном Вагнера. Но у него все гораздо мельче и скромнее. К тому же в неакустическом Зале церковных соборов пришлось использовать микрофонное усиление, отчего музыка потеряла даже имеющиеся "обертоны обаяния". И все же бас Евгений Никитин в роли бога Йамы впечатлял своим исполнением.

Фестиваль продемонстрировал, что в мире еще много забытой музыки, а Пёрселлом и Бриттеном значимых композиторов академического стиля на Туманном Альбионе все же не было.