Елена Цыплакова: «Актерам надо всегда помнить об ответственности перед зрителем!»

Первый Международный фестиваль кино «Евразия-Кинофест» прошел с большим резонансом в Москве. Это мощное культурное событие состоялось благодаря усилию некоммерческой организации «Евразия», которая реализует гуманитарные проекты, направленные на развитие межнационального общения. Программным директором фестиваля Александрой Жуковой была собрана самая разнообразная и разножанровая подборка фильмов. Концепт трех конкурсных программ – представить фильмы стран Евразии, стран постсоветского пространства. Всего на фестивале показали 50 фильмов из России, Беларуси, Молдовы, Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Индии, Китая, Абхазии, Латвии, Италии, Швейцарии, Малайзии, Тайваня, США, Индонезии. Полнометражные ленты оценивала международная команда жюри. В составе команды работали - Заслуженный артист Узбекистана Рустам Сагдулаев, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин, Заслуженный деятель искусства Грузинской ССР кинорежиссер Ираклий Квирикадзе, Заслуженный деятель Республики Казахстан Бекбулат Шекеров. Возглавила жюри Народная артистка РФ, актриса, режиссер Елена Цыплакова. «То, что сегодня происходит, - сказала на открытии киносмотра Елена Октябревна, - похоже на то, что я окунулась во времена своей юности, своей молодости, в потрясающую жизнь при Союзе. А сегодня мы соединяемся совершенно на другом уровне. Вспомним фразу из Библии: «Одинаковые птички слетаются в одну стаю», - и я хочу сказать, что я счастлива, что появился пророческий фестиваль, который начинает свою жизнь на совершенно другом духовном, нравственном уровне. Я думаю, что новой Союз будет!» Кинофестиваль действительно получился фантастическим. Качество картин, представленных на конкурс, оказалось высоким. Были и драматические ленты, и лирические, и исторические, в полной мере раскрывающие общечеловеческие проблемы через призму восприятия различных народов. И когда пришло время подводить итоги претенденты, представившие картины на суд жюри, заметно волновались. Получить приз именно на первом, дебютном фестивале многое значит. После того, как члены жюри беспристрастно оценили каждую работу, огласили итоги. Гран-при фестиваля присудили российско-казахстанскому фильму «Ласточка», режиссера Малики Мухамеджан. «Почему мы дали приз картине «Ласточка», - ответила на вопрос журналистов председатель жюри Елена Цыплакова, - потому что она эстетически красивая, тонкая, при этом очень глубокая. Я смотрела и наслаждалась отсутствием текста, но мысль, которая была заложена, она была верная и понятная. Это кино, сделанное со вкусом. Мне кажется, что кинематографисты все-таки должны пытаться воспитывать у зрителей хороший вкус и правильное представление о жизни» Также на фестивале жюри отметило картину индийского режиссера Джатла Сиддартха «В брюхе тигра». Фильм получил приз «За лучшую операторскую работу», и настолько впечатлил и жюри, и зрителей, что российские прокатчики не могли пройти мимо этой картины. Ее скоро покажут в российском прокате. Надо сказать, что индийское кино вновь становится в нашей стране популярно. Если раньше в 50-60 годах у наших зрителей оно пользовалось огромным спросом, то в последние десятилетия волна интереса пошла на спад. А сегодня к индийским сюжетам особое внимание, - в них стало меньше песен, танцев, красочных нарядов, и появился ярко выраженный открытый протест, направленный против сложившихся вековых традиций. Например, вопиющее своей несправедливостью кастовое неравноправие, с которым борются по сей день. Об этом также повествует фильм «Непреклонная девушка», представленный на фестивале. Картине, к сожалению, призов не досталось. А вот фильм «В брюхе тигра» принес режиссеру из Мумбаи не только приз, но и всеобщее восхищение. Над этим проектом молодой режиссер работал семь лет, и, как оказалось, его труд был не напрасен. Председатель жюри Елена Цыплакова также высоко оценила эту работу: «Картина «В брюхе тигра» наполнена невероятно красивыми кадрами, она очень глубокомысленная. Она захватывает своим философским сюжетом, и в какой-то момент ты понимаешь, что мы все находимся «в брюхе этого самого тигра» … Мне кажется, что искусство должно придерживаться каких-то эстетических вещей, в этой картине, как раз и есть особая красота. Русское искусство всегда основывалась на эстетике и этике, а когда этого нет, и мы смотрим только правду жизни, я безусловно сочувствую героям, но, если честно иногда не хочется смотреть на этот фантастически неустроенный, бытовой мир. Поэтому я скучаю по эстетике в кино». Безусловно люди, воспитанные на шедеврах советского кинематографа, предпочитают ленты, наполненные глубоким, философским смыслом и эстетикой. И если обратится к творчеству актрисы Елены Цыплаковой, то многие картины, в которых она снималась – это и есть настоящие произведения искусства. Например, картина режиссера Динары Асановой «Не болит голова у дятла», которая уже полвека покоряет зрителей. В этом году в честь пятидесятилетия картины, ее отреставрировали в Госфильмофонде и пустили по кинотеатрам. Также к разряду киношедевров можно отнести полный лирическо-поэтической стихии фильм «Ключ без права передачи», все той же Динары Асановой. Картина «Школьный вальс» режиссера Павла Любимова, ставшая настоящим символом нерушимых нравственных принципов в восьмидесятых. А фильм «Какие наши годы», режиссера Эльера Ишмухамедова, где Елена Цыплакова и Рустам Сагдулаев сыграли возлюбленных, запоминается своей светлой энергетикой, наполненной солнцем узбекской земли и несущей веру в искреннюю любовь. И смотрят ее зрители до сих пор, ведь она снята и эстетически красиво, и несет зрителям заряд добра и правды. Это кино на все времена! Так и хочется сказать после просмотра ленты: «Эх, какие наши годы…». Кстати, творческий тандем Елены Цыплаковой и Рустама Сагдулаева, который двадцать пять лет назад начался именно на съемках этого фильма, оказался на редкость продуктивным. Уже не первый раз актеры совместно заседают в жюри и тщательно оценивают работы молодых режиссеров. И на этот раз они встретились на фестивале «Евразия-Кинофест», чтобы не только оценивать, но и подержать, окрылить, и дать старт талантливым профессионалам. Ведь кто-то в свое время воодушевил молодых Динару Асанову из Киргизской ССР, Эльера Ишмухамедова из Узбекской ССР…. И мы помним то время, когда на республиканских киностудиях снимались картины, принесшие мировую славу всему Советскому Союзу. А сегодня пришло время возродить это сотрудничество, чтобы создавать новые киношедевры, наполненные нравственным смыслом. Работы, которые станут образцом приверженности высокому искусству для многих режиссеров, операторов, продюсеров и актеров. Есть такие кинофильмы, считает актриса и режиссер Елена Цыплакова, в которых актеры передают зрителю определенные энергии и эмоции, и «заряжая» зрителя ими, исполнитель всегда должен помнить об ответственности. Ведь, как правило зрители не бездумно смотрят кино, а размышляют и часто примеряют к себе и своей жизни сцены, разыгранные актерами. Поэтому, по мнению Елены Октябревны то, что происходит на экране, и в театре должно помогать людям совершенствоваться. И снимает Цыплакова, как режиссер, фильмы, исключительно наполненные духовным, исповедным смыслом. Месяц ноябрь для Елены Цыплаковой особенный. Народная артистка родилась 13 ноября. И пусть значимая, круглая дата осталась позади, (в прошлом году в честь события в Доме кино состоялся грандиозный вечер), в этом году также актрису хочется поздравить с ее праздником. Редакция от всей души поздравляет Народную артистку России, режиссера и актрису Елену Цыплакову с Днем рождения! И желает ей крепкого здоровья, новых интересных проектов и богатырских сил, чтобы все с успехом воплотилось в жизнь! Пусть мечты и планы осуществятся! А про себя в таких случаях Елена Цыплакова говорит: «Я всегда рада тому, что мне дает Господь. Он лучше меня знает, что мне нужно».

Елена Цыплакова: «Актерам надо всегда помнить об ответственности перед зрителем!»
© Ревизор.ru