В Волгоградском музыкальном театре состоялась премьера мистического мюзикла «Пиковая дама»

Премьеру мюзикла «Пиковая дама» волгоградцы ждали с особым интересом. Во-первых, это снова Пушкин, спектакли по другим романам которого – «Дубровский» и «Капитанская дочка» – уже несколько лет идут на нашей сцене при полных залах, с большим успехом показывались в Москве и на гастролях в других городах. Во-вторых, это мистический мюзикл на так любимую Пушкиным и другими романтиками тему непредсказуемости судьбы, фортуны и рока.

Мюзикл «Пиковая дама» написан композитором Егором Шашиным и либреттистом Натальей Кузьминых, с которыми театр связывает уже не один творческий проект. Поставили мюзикл главный режиссер театра, заслуженный артист России Александр Кутявин и главный дирижер театра Денис Шитов. Большую творческую работу по подготовке спектакля провели художник по костюмам Ирина Елистратова, хормейстер – заслуженная артистка России Татьяна Кузнецова и балетмейстер Елена Щербакова.

Перед художником-постановщиком Алексеем Михальчёвым стояла непростая задача: воплотить на сцене 18 картин, действие 16 из которых происходит в разных местах Петербурга. Он поистине магическим способом сконструировал сценографию так, что декорации как бы плавно перетекают одна в другую, смену которых, благодаря их универсальности и световым эффектам, зрители даже не замечают.

Мюзикл «Пиковая дама» является ярким примером того, как классика может быть переосмыслена и адаптирована под современные реалии жизни. Тема «легких» денег, кэшбэков, несбыточной мечты о птице счастья и возможности разбогатеть любыми способами, в том числе и с помощью азартных игр, понятна современному зрителю. Поэтому навстречу ему охотно идут и сценаристы, и либреттисты, и композиторы. История сумасшествия героя «Пиковой дамы» Германа – вроде напоминания нашим современникам о том, к чему может привести пагубная страсть к халявному обогащению, возникающая даже внезапно.

Главный герой мюзикла молодой офицер Герман не был заядлым картежником. Однажды его приятель рассказал ему, как его бабка – старая властная графиня, будучи в Париже, проиграла в карты крупную сумму денег, но смогла отыграться благодаря тому, что узнала от знакомого графа тайну трех карт, которые приносят удачу.

Герман загорелся желанием выведать у графини эту тайну. Он обманом проник в ее спальню и стал просить, а потом под угрозой пистолета даже требовать назвать эти три карты. У старушки от испуга произошел сердечный приступ, и она вознеслась на небеса.

Призрак мертвой графини начал преследовать Германа. И однажды ночью она привиделась ему и назвала ему эти три карты: тройка, семерка, туз...

Герман отправился в игорный дом, поставил все свои деньги на тройку и выиграл, потом за счет выигрыша удвоил ставку, поставил на семерку и снова выиграл. Затем еще раз поставил все деньги на туза и был уверен, что и на сей раз ему улыбнется удача.

Но оказалось, что он промахнулся. В его руках оказался не туз, а пиковая дама, которая усмехалась и с карты подмигивала ему. Туз же оказался в руках соперника по игорному столу. То ли судьба посмеялась над Германом, то ли сама мертвая графиня в облике коварной пиковой дамы отомстила ему...

Постановщики мюзикла постарались сделать спектакль легким для восприятия и весьма зрелищным за счет оригинальных декораций, впечатляющих танцевальных номеров и красивых костюмов. Им удалось создать на сцене настоящую магию, используя современные технологии и световые эффекты.

В мюзикле «Пиковая дама» есть интересные и отчасти даже неожиданные актерские работы. Пожалуй, самая большая удача выпала на долю заслуженной артистки России Анны Стрельбицкой, блистательно исполнившей роль старой вздорной графини. Творческое дарование актрисы, ее драматический талант и вокальное мастерство фактически празднуют в этом спектакле свой бенефис. Грим, костюм, каждый жест, каждое движение и каждый звук этой сценической жизни выверены до мелочей и вызывают восторженный отклик в зрительских сердцах.

Роль Германа с одинаковой страстью и накалом, особенно в финале, на генеральной репетиции с показом для прессы и в первой премьере поочередно исполнили Александр Куприн и Алексей Лавлинсков. В «Пиковой даме» для их героя оказалось, увы, значительно меньше музыкального материала, чем в предыдущих премьерах театра. В первом акте казалось, что им просто нечего не только петь, но и играть. И только во втором акте они, как говорится, воспряли и продемонстрировали и накал страстей, и силу духа своего героя, и его беспомощность перед обстоятельствами жизни и жестокими ударами судьбы.

На генеральной репетиции спектакля с показом его для прессы присутствовала автор либретто мюзикла Наталья Кузьминых, специально приехавшая в Волгоград, чтобы увидеть свое произведение на сцене нашего театра. Постановкой мюзикла она осталась довольна. А как оценят его зрители, – покажет время.