Переживает второе рождение: в России быстро растет популярность гармони

25 ноября — повод достать с антресолей дедову гармонь и растянуть меха: в России отмечают День гармониста! «Вечерняя Москва» опросила знакомых музыкантов и выяснила, что гармонь переживает второе рождение.

Переживает второе рождение: в России быстро растет популярность гармони
© Вечерняя Москва

Популярность гармони в последнее время растет быстро.

— Если вы зайдете на любой видеохостинг и наберете соответствующий запрос, он выдаст вам огромное количество видео, — говорит старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный гармонист России Павел Уханов. — И играет не только старшее поколение, среди гармонистов очень много молодежи.

Вместо велосипеда

Первая гармонь в жизни Павла Уханова появилась в четыре года.

— Это был 1990-й, когда все обесценивалось, — вспоминает он. — Чтобы деньги не пропали, бабушка пошла на рынок купить мне велосипед. Но не успела, их расхватали. И тут она увидела играющего на гармошке мужичка. Он, как выяснилось, привез целый грузовик инструментов из Тулы. Недолго думая, бабушка купила мне зелененькую тульскую гармошку. Играть я начал лет в девять и не расстаюсь с ней до сих пор.

Миронов: Концерты «Зарядье» — детям» приучают юных горожан к классической музыке

Из любителей в профи

Павел Уханов утверждает, гармонь давно вышла за любительские рамки. Научиться профессионально владеть этим инструментом можно как в музыкальной школе, так в музучилище и музыкальной академии.

— В Гнесинке гармонь появилась в 2013 году, — продолжает преподаватель. — Тогда у нас открылась новая кафедра «Национальные инструменты народов России». Заслуга в этом принадлежит замечательному композитору Евгению Петровичу Дербенко. Кстати, в этом году ему исполнилось 75 лет. Программу обучения на гармони он написал в 1992 году, через год она была завизирована в Гнесинской академии. И в 1993-м состоялся первый набор в Орловское музыкальное училище. Затем была выстроена трехступенчатая система обучения: школа, училище, вуз. Позже другие музыканты и педагоги начали перенимать этот опыт и открывать классы гармони в разных учебных заведениях. Самое главное, Евгений Петрович подготовил обширный репертуар. В том числе и для симфонических оркестров, и для оркестров народных инструментов. Только для гармони у него есть более 4 тысяч произведений. Он поставил перед собой цель — сделать гармонь полноправным профессиональным инструментом. Чтобы гармонисты выступали на сцене Большого зала Консерватории имени Чайковского, в Доме музыки, в стенах нашей академии на равных со скрипачами и пианистами.

Везде и всюду

Гармонь — инструмент уникальный. Едва ли не единственный, среди народных представленный в трех ипостасях. Как утверждает Уханов, гармонь продолжает оставаться в быту, в любительском музицировании. Не обходятся без нее в самодеятельности, на концертах в различных сельских домах культуры. Теперь же она все больше распространяется в профессиональной среде.

— Ни один другой народный инструмент не может этим похвастаться, — констатирует музыкант. — Допустим, баян есть в самодеятельности, но практически исчез из быта.

А у гармонистов появились свои сообщества, клубы по интересам. Они не выступают на сцене, просто играют для себя и друзей.

Певица Жанна Бичевская: Поражений у меня не было

На новый лад

— Сейчас время изменилось, народ стал интересоваться своими традициями, — говорит Уханов. — К тому же появились музыканты, которые развивают это направление, руководствуясь уже своим профессиональные видением инструмента, делают интересные современные проекты. Я руковожу группой «GармоньDrive»: уже по названию понятно, что это не тот коллектив, который выступает, сидя на стульчиках, запиливая по три часа «Барыню». Не забывая про народное, мы играем все, включая саундтреки к кинофильмам, классику и джаз. И делаем это современно и с хореографией. Это сильно отличается от того, что было еще несколько лет назад.

Новый звук

Если есть музыканты, то есть и спрос на гармони высочайшего качества. В 2003 году в России появились современные многотембровые гармони с регистрами.

— Гармонисты народ специфический, — улыбается Уханов. — Одному гармошка нужна красненькая, другому зеленая, но непременно с росписью, третьему с определенным звуком, четвертому, чтобы кнопочек было заданное количество. Каждый со своей выдумкой. И если сначала у нас было всего три модели, сейчас их более 15. Могу, как один из конструкторов, сказать, что мы продолжаем работать и дальше. Мир меняется, люди меняются, и гармонь серьезно модернизируется. Это уже не ширпотреб. Звучание бесподобное.

Но, как утверждает Уханов, гармонист всегда остается гармонистом: и в зале консерватории, и на любом деревенском концерте он может сыграть не только Баха, но исполнить что-нибудь на заказ. Игра на гармони всегда оставляет место для импровизации.

— Гармонист никогда не забывает свои корни, — говорит мастер. — Он всегда будет первым парнем на деревне. Выходит в зал, и вся публика должна быть его. Чтобы был такой вау-эффект. И с одной стороны, мы учим именно профессионалов, с другой — он должен здорово сбацать все то, чем славится наша традиционная национальная культура гармонистов. И так владеть разными приемами игры, чтоб под его «Барыню» скрипач вприсядку пошел. Да, есть у всех гармонистов своя уникальная энергетика! И вообще к ним у людей совершенно особое отношение. Сказывается тембральная специфика инструмента. Звук не выхолощенный, но современный многотембровый более благородный. Мы следим за тем, чтобы не уходить в академизм. Да, есть на новых гармонях разные тембры — фагот, кларнет, даже орган. Но остаются и тульская гармонь, и вятская. Их ни с чем другим не перепутаешь даже с закрытыми глазами...

Как утверждает Павел Уханов, завидев такой успех, русские гармони стали выпускать в том числе и итальянские производители. И хотя у них есть собственные европейские виды, с 2005 года они копируют многотембровую гармонь.

Самый лучший

На Всероссийском конкурсе «Лучший гармонист России 2024», организованном при поддержке Гнесинской академии, победителем стал 19-летний Владимир Левин.

— Я очень тщательно выбирал подходящий репертуар, — рассказывает он. — Это было непросто. Мы стараемся играть не только народные композиции. Я выбрал оригинальную современную музыку, написанную специально для гармони.

На этом музыкальном инструменте Владимир играет уже десять лет. Он рассказал «Вечерней Москве», что в детстве у него была игрушечная гармонь. Однажды мама, окончившая консерваторию по классу фортепиано, ради шутки подобрала на ней мелодию.

— Мне это показалось настолько интересным, — продолжает Владимир, — что я попросил ее научить меня. Начал играть по слуху. И загорелся. К тому же я увидел по телевизору выступления дуэта «Баян Микс». И все. Задело за душу. Гармонь — потрясающий инструмент. И сегодня для меня очень важно то, что мы стараемся возвращать и поддерживать наши музыкальные традиции.

По словам Левина, конкурс получился масштабным. Сам он до последнего момента не верил в свою победу.

— Я, наверное, слишком требователен к себе и понимал, где на конкурсном выступлении не «дожал до идеала», — признается он. — Я стремлюсь к совершенству, и мне казалось, что здесь вот не так что-то, тут чуть не растерялся. Но если выбрали, значит, это все-таки мои придирки.

За победу в конкурсе Владимиру вручили тульскую гармонь. Теперь молодой человек готовится устроить ей «боевое крещение», показать в новом концертном номере. В дальнейших планах — окончить музыкальное училище и поступить в Гнесинскую академию.

Кстати, одним из лауреатов конкурса стал Никита Зайцев, ученик Владимира Левина. Каждую неделю он приезжает на занятия из своей деревни. Сегодня Никита учится в девятом классе и планирует поступить в музыкальное училище.

Почем музыка?

Гармонистов снова стали приглашать на свадьбы, юбилеи и даже корпоративные мероприятия.

— Я кайфую от работы, включаюсь в происходящее, — говорит гармонист Петр Кудряшов. — Здесь и разговоры, и шутки, и даже стендап. Если раньше люди знали слова народных песен, то сейчас я раздаю тексты. Получается «русское караоке».

Есть кто дает концерт на полчаса, другие играют, поют и пляшут вместе со всеми. Разброс цен на услуги большой. Можно найти гармониста и за 3 тысячи рублей в час, а кто-то запрашивает за праздник и 100 тысяч рублей. Разница между поющим и просто играющим музыкантом будет раза в два. В среднем пригласить гармониста на праздник стоит 5–6 тысяч в час.

НА РАЗВАЛИНАХ РЕЙХСТАГА

Гармонист Александр Курдюмов играет на 19 видах гармоник — елецкой, русского строя, хромке, кировской, черепашках, самоваре, сапоге, жалейке, свирели и так далее. Но одна из самых любимых — саратовская. Говорит, за счет задорных колокольчиков у нее получается яркое и нарядное звучание.

— Я сейчас живу в Москве, но родом из Саратова, — рассказывает музыкант. — На гармони играю с пяти лет. Так совпало, что моим первым учителем стал знаменитый слепой баянист Иван Яковлевич Паницкий, а по соседству со мной жила великая Лидия Русланова. И сегодня я собрал практически все «руслановские» гармони, которые побыли на фронтах Великой Отечественной войны. На них Руслановой аккомпанировали Степан Максаков и Василий Талаев. Это уникальная коллекция, для меня она не имеет цены. Среди всех этих инструментов есть один, который Александру особенно дорог. Это гармоника, под аккомпанемент которой Лидия Русланова пела 2 мая 1945 года на развалинах Рейстага. Тогда столь дорогие сердцу наших солдат песни, в том числе любимые «Валенки», до слез тронули фронтовиков. По словам Александра Курдюмова, несмотря на возраст, и сегодня звучит гармоника божественно.