Исследование: рынок офлайн-развлечений восстановился благодаря инфляции

В 2024 году продажи билетов на развлекательные и спортивные мероприятия в денежном выражении выросли на 20%, а в 2025 году индустрия может рассчитывать на рост в 17%. Рынок вернулся к допандемийному уровню в 2023 году, но в штуках все еще отстает от показателей 2019 года.

Исследование: рынок офлайн-развлечений восстановился благодаря инфляции
© РБК Компании

Консалтинговая компания OKS Labs (by Okkam) совместно с крупнейшими билетными операторами — Яндекс Афишей, Kassir.ru и МТС Live — изучила российский рынок офлайн-развлечений, структура которого существенно изменилась в результате шоков 2020 и 2022 годов. Исследование основано на официальной отраслевой статистике, информации из открытых источников и данных вышеупомянутых агрегаторов.

Объемы рынка

Отправной точкой исследования стал 2019 год, когда индустрия развлекательных мероприятий достигла расцвета. Первый удар по рынку нанесла пандемия: в 2020 году на фоне ковидных ограничений продажи билетов на офлайн-мероприятия сократились почти в 3 раза, со 190 до 65 млрд рублей. По мере снятия ограничений рынок начал восстанавливаться, однако в 2022 году столкнулся с новыми вызовами. Из-за санкций бизнес лишился значительной части зарубежных поставщиков контента: в первую очередь пострадали сегменты концертов, кинотеатров и спортивных мероприятий.

Тем не менее рынок во многом смог перестроиться: в 2023 году его объем увеличился на 44% в денежном выражении и таким образом продажи достигли допандемийного уровня в деньгах (189 млрд рублей против 190 млрд рублей). Согласно прогнозу OKS Labs и партнеров исследования, в 2024 году объем рынка достигнет 227 млрд рублей и на 20% превысит показатели пятилетней давности.

Не удалось загрузить изображение

Посещаемость мероприятий восстанавливалась не так быстро, а в 2022 году наблюдался некоторый откат. В текущем году количество проданных билетов будет отставать от допандемийного уровня на 13%, в следующем году разрыв сократится до 7%. Сказывается дефицит контента: отсутствие иностранных артистов, уход крупных кинокомпаний, отстранение российских спортсменов от международных соревнований и отмена самих соревнований в России. Кроме того, к снижению посещаемости привело распространение системы Fan ID на футбольные матчи РПЛ.

Не удалось загрузить изображение

Факторы роста

Возвращению продаж на докризисный уровень способствовали несколько факторов.

1. Рост цен на билеты из-за увеличения издержек бизнеса. Проведение мероприятий с каждым годом все накладнее: подорожали коммунальные услуги, аренда площадок, логистика, оборудование и пр. Соответственно растут и заработные платы специалистов, занятых в индустрии.

2. Переключение аудитории на сегменты, которые не пострадали из-за ухода иностранных игроков. Это отчетливо видно по изменившейся структуре рынка: если в 2019 году лидерами были кинотеатры с долей 29%, концерты (25%) и театры (15%), то в 2023 году интерес потребителей сместился в сторону театров (23%). Доля кинотеатров снизилась до 21%, концертов — до 22%, доля музеев и выставок выросла с 14% до 17%. Высокий спрос на театральные и выставочные проекты также повлиял на стоимость билетов.

Ожидается, что в 2024 году концертный сегмент заработает 53,5 млрд рублей (+28% год к году). Это станет возможным благодаря инфляции и переключению зрителей на отечественных артистов. Театры сохранят второе место, их сборы по итогам 2024 года составят 48,8 млрд рублей (+14%). Сборы кинотеатров могут достичь 45,2 млрд рублей (+16%), а объем музейно-выставочного сегмента — 38,2 млрд рублей (+19%). Оборот от продажи билетов на шоу увеличится до 9,8 млрд рублей (+30%), на спортивные соревнования — до 11,7 млрд рублей (+26%), на детские мероприятия — до 8 млрд рублей (+13%).

3. Государственная поддержка в виде программы «Пушкинская карта». В 2023 году на финансирование федерального проекта было выделено 16 млрд рублей, в 2024-м — 12,5 млрд рублей. Согласно проекту бюджета, в 2025 году на финансирование «Пушкинской карты» заложено почти 12,2 млрд рублей, в 2026 году — 22,7 млрд рублей, в 2027 году — 26,8 млрд рублей. В программе участвуют 12 тысяч учреждений и 9,6 млн молодых россиян, которые только в 2023 году приобрели почти 30 млн билетов. Большая часть покупок пришлась на кино (40%), на втором месте театры (25%), за ними следуют музеи (17%).

Дорогое удовольствие

Цены на билеты и их динамика варьируются в зависимости от сегмента рынка. Самым дорогим видом досуга в 2023 году были концерты из-за высоких затрат на организацию мероприятий. Следом идет сегмент шоу, где высокая средняя цена билета обусловлена дорогими форматами (ледовые, цирковые представления).

Самым бюджетным вариантом остаются выставки и музеи, поскольку большинство музеев — государственные учреждения с финансированием из бюджета. Однако увеличение издержек и возросший спрос со стороны посетителей влияют и на этот сегмент: в 2021–2023 годах билет на выставку подорожал в среднем на 13%.

Посещение спортивных мероприятий стало дешевле в среднем на 7% — сказалось отсутствие международных турниров. При этом цены на внутренние соревнования продолжают расти.

Не удалось загрузить изображение

Каналы продаж

Почти две трети (64%) продаж билетов в денежном выражении приходится на онлайн-каналы — витрины билетных операторов и сайты организаторов. У этого есть несколько причин:

высокое проникновение интернета и мобильных устройств;удобство онлайн-покупки (возможность выбора, сравнения цен и т.д.);активное развитие билетных операторов.

Традиционные каналы продаж больше характерны для музеев и выставок, онлайн-каналы преобладают в сегменте концертов и шоу. На выбор способа покупки влияют расписание мероприятий, удаленность площадки от места проживания, эксклюзивность события, присутствие билетного оператора в регионе.

Не удалось загрузить изображение

Интернет-платформы играют все более важную роль в реализации билетов. За пять лет совокупная доля крупнейших агрегаторов — Яндекс Афиши, МТС Live и Kassir.ru — выросла в два раза, с 18% до 35% (доля GMV трех игроков с учетом кино). При этом аналогичная доля без учета кино достигла 43% в 2023 году. Бизнес развивается за счет поглощения билетных систем и более мелких операторов; консолидации организаторов мероприятия, которые получают доступ к широкой аудитории при размещении на витринах операторов; запуска собственных мероприятий и строительства площадок. Кроме того, билетные операторы привлекают удобством: в одном месте покупатель получает богатый выбор и кешбэк от экосистем.

Не удалось загрузить изображение

Прогнозы

В среднесрочной перспективе рынок офлайн-развлечений сохранит положительную динамику. Согласно прогнозу OKS Labs и партнеров, в 2024 году индустрия может рассчитывать на 20%-ный рост в денежном выражении, в 2025 году — на прирост в 17%. Эксперты ожидают, что в 2025 году все сегменты продолжат расти двузначными темпами:

концерты +23%;театры +12%;кинотеатры +19%;музеи и выставки +12%;шоу +21%;спорт +17%;детские мероприятия +15%.

Главным драйвером останется инфляция. Кроме того, на динамику продаж внутри сегментов будут влиять такие факторы, как популярность отдельных форматов (например, мюзиклов и стендапа), эффект высокой базы у театров, музеев и выставок, бум внутреннего туризма, увеличение числа кинорелизов с выручкой более 500 млн рублей.

Марина Шипова, директор OKS Labs (by Okkam), руководитель практики медиа, спорта и развлечений: «Несмотря на развитие рынков онлайн-развлечений и кризисы последних лет, офлайн-развлечения играют важную роль в экономике: ежегодно число продаваемых билетов превышает 400 млн штук. В 2022 году отрасль столкнулась с серьезными вызовами — уходом с рынка зарубежных производителей контента и ростом издержек на организацию мероприятий. С другой стороны, их частично уравновешивает развитие экосистем и агрегаторов, упрощающих покупку билетов, а также тренд на трату денег на развлечения внутри страны. Одна из целей исследования — понять, как рынок справляется с текущими вызовами и что ждет его в ближайшем будущем».

Энрико Мазавришвили, директор по развитию бизнеса Яндекс Афиши: «С конца 2022 года Яндекс Афиша развивается не только как билетный оператор, но и продюсер собственных шоу, мюзиклов, выставок, фестивалей и других типов мероприятий. Инвестиции в такие проекты быстро растут: в 2024 году мы выпустили сами и с партнерами 12 проектов, вложения в них составили 1 млрд рублей. У рынка развлечений в нашей стране большой потенциал, в том числе за счет того, что потребители открывают для себя и своей семьи разные виды развлечений: заядлые театралы выбирают мюзиклы, спортивные болельщики ходят с детьми на елки и на катки, а с друзьями — на стендап-шоу. По данным GfK, больше половины жителей городов регулярно ходят на развлекательные мероприятия, и доля тех, кто регулярно посещает минимум три типа таких мероприятий, за последние два года заметно выросла».

Михаил Минин, генеральный директор МТС Live: «Это исследование является примером высококачественной и независимой аналитики, способной внести значительный вклад в развитие отрасли. Благодаря подобному анализу все некачественные исследования теряют свою актуальность и становятся невалидными, что является важным шагом к повышению стандартов в нашей сфере. Тем не менее, в индустрии есть проблемы, которые нужно решать, и мы проактивно работаем над этими вопросами с партнерами и государством».

Елена Глуховская, генеральный директор ГК Kassir.ru:«На российском рынке развлечений происходит постепенная консолидация основных активов между крупными билетными агрегаторами. Это показывает и наше исследование: доля продаж ведущих билетных операторов составляет более 40% от всего рынка (без учета кино) и продолжает расти. Локальным билетным операторам сложно конкурировать с федеральными игроками, и их доля на рынке будет падать, при этом роль D2C-канала будет только расти, и это основное наше отличие от западных рынков, где царит в лучшем случае олигополия вертикально-интегрированных билетных операторов. Рынок меняется, и мы меняемся вместе с ним. Конечный потребитель от этого всегда выигрывает, получая лучший контент, лучший выбор и лучший сервис».

Ознакомиться с полной версией исследования можно по ссылке.