Войти в почту

В Иркутском музыкальном театре поставили спектакль по Сергею Довлатову

Стендап в стиле джаз - столь необычный жанр выбрала для нового спектакля "Довлатов. Про любовь" режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Карпинская. Премьера состоялась на Малой сцене Иркутского областного музыкального театра.

В Иркутском музыкальном театре поставили спектакль по Сергею Довлатову
© Российская Газета

- Я думаю: если бы Сергей Донатович жил в наши дни, он был бы человеком очень социальным и непременно бы вел блоги в соцсетях. А еще прекрасно сохранил бы дар рассказчика историй, о котором мы знаем благодаря сохранившимся записям радиопередач. Поэтому жанр, точнее синтез жанров, появился не просто так, - объясняет творческий выбор Наталья Карпинская.

И конечно, в стендап максимально органично вплетаются афоризмы Сергея Довлатова, его яркие цитаты, ушедшие в народ.

За музыкальное сопровождение в спектакле отвечает известный в Иркутске ансамбль "Доктор Джаз". И это тоже неслучайно. В произведениях Сергея Довлатова очень много джаза - эта музыка во многом сформировала его поколение, его личность. Среди поклонников писателя есть даже такое понятие, как плейлист Довлатова. Если внимательно читать тексты, можно составить представление о произведениях, которые он любил слушать. И именно они легли в основу музыкального сопровождения.

- Важно было, чтобы, несмотря на всю печаль, которая есть в тексте, в пространстве сцены он не обретал тяжесть, оставался воздушным, легким. Все-таки в музыкальном театре мы привыкли видеть яркое действие, динамику, слышать музыку, - добавляет режиссер.

Литературной основой постановки послужила повесть "Филиал" Сергея Довлатова. По сюжету русский журналист-эмигрант Далматов на конференции в Лос-Анджелесе случайно встречает свою первую любовь Тасю. И эта встреча поднимает в нем бурю воспоминаний и чувств из далекого прошлого.

Несмотря на автобиографичность своих произведений, сам Довлатов подчеркивал дистанцию между собой и своим персонажем (отсюда и фамилия Далматов, и другие имена - узнаваемые, но неидентичные). И режиссер Наталья Карпинская эту дистанцию выдерживает. Поэтому актера на роль главного героя выбирала без оглядки на внешнее сходство и не ставила перед ним задачи ориентироваться на характер автора.

Вместе с тем Егор Кириленко, исполнитель главной мужской роли, признает, что работа над образом подарила ему немало открытий. Давно знакомые произведения в пространстве театра начинают восприниматься совсем иначе.

- Когда читаешь, порой иронично усмехаешься: "Боже мой, какая ситуация нелепая!" А когда оказываешься внутри всей происходящей истории, ощущаешь, насколько она на самом деле драматична, - отмечает актер.

Анне Захаренковой, исполнительнице роли Таси, чтобы создать на сцене правдоподобный образ, пришлось много изучать характер прототипа, Аси Пекуровской, - по ее сохранившимся интервью, по воспоминаниям современников. Долго присваивать и приглаживать совершенно несвойственный актрисе типаж. Так родился реалистичный и вместе с тем экстравагантный персонаж.

И хотя в названии спектакля написано "про любовь", он не столько про мужчину и женщину, сколько про то, что многие из нас живут воспоминаниями, прошлым, думают: "Если бы что-то случилось или не случилось, могло ли все сложиться по-другому?"

- А в жизни все происходит именно так, как и должно было произойти. И как здорово жить настоящим, которое у нас есть, - рассуждает Наталья Карпинская.