Как правильно снимать кинобиографии, чтобы им верили

В прокате сразу два фильма, посвященные великим людям. Это "Месье Азнавур" с Тахаром Рахимом в главной роли (вышел 14 ноября) и "Великая" с Кейт Уинслет (с 21 ноября).

Как правильно снимать кинобиографии, чтобы им верили
© кадр из фильма

Оба фильма заставляют пристальнее присмотреться к жанру кинобиографии. Подумать о том, что жизнеописания выдающихся людей априори лучше удаются авторам книг и документальных фильмов. Кино же художественное снять гораздо сложнее, и часто авторы сбиваются в изложении фактов. Уже даже есть устойчивый оборот - "пересказ "Википедии". Что в фильме про Азнавура, что в картине о военной фотокорреспондентке Ли Миллер от "пересказа "Википедии" авторам убежать не удалось. Тем не менее оба фильма важны.

Под крылом у "Воробушка"

Шарль Азнавур был невероятно плодовит - на его счету более тысячи песен. Он писал как заведенный и все боялся не успеть. Но почему? Об этом задумываешься при просмотре фильма "Месье Азнавур" и, разгребая мысленно нагромождение фактов, которое обрушили на тебя режиссеры Мехди Идир и Гран Кор Маляд, делаешь свои выводы.

Первое - несмотря на титаническую проделанную работу, Тахар Рахим так и не стал своим героем. Он прекрасен. Но по-своему. В чем тайна Азнавура? Он - из очень бедной армянской семьи, которая подвергалась гонениям в непростые времена. Он пел, играл, снимался с самого детства, чтобы выживать, а не чтобы показать себя. Он зарабатывал этим, и деньги имели для него огромное значение. Когда его заметила и оценила Эдит Пиаф, он стал ей полностью принадлежать. Всем своим талантом и творчеством. Но... до определенного момента.

Почему Пиаф выделила Азнавура и помогла ему? Потому что сама в свое время выживала. Росла в нищете, жила в ужасных условиях, пела в кабаках будучи еще подростком. Получила прозвище Воробушек - Пиаф на жаргоне парижской бедноты. Она не могла не помочь такому же, как и она. К тому же Азнавур не был на вид и по сути неблагодарным учеником-соперником, который затмит свою покровительницу. Посмотрите на видео, на фотографии Азнавура: застенчивая улыбка, легко краснел, открытые, порой наивные глаза... К такому маленькому, воспитанному, интеллигентному человеку невольно проникаешься настолько, что хочется ему помогать, возникает желание к нему прислушаться. И даже не сразу понимаешь, что внутри него - мощь, благодаря которой он сотворил себя и свою судьбу. Писал песни, чтобы выговориться.

Единственная территория, мир, где он мог быть собой и убежать от действительности. Пиаф была для него как большой лайнер, который вывел в океан на тот момент небольшую баржу его творчества.

Тахару Рахиму не удалось передать нежность и уязвимость Азнавура. Его Шарль - себе на уме и слишком расчетлив. Он бросается друзьями, женщинами, детьми и в итоге своей учительницей-покровительницей довольно жестко по человеческим меркам. Всех их кидает, образно говоря, в этот огонь своего творчества. Авторы фильма, да и сам Рахим, словно даже осуждают за это певца. Вместо того чтобы показать, что он не мог иначе.

Да, в картине звучат песни, исполняемые Азнавуром. И именно ради них стоит посидеть в кинозале. Считайте, что к ним сняли расширенный современный клип с большой современной звездой. И, возможно, финальные титры и кадры с настоящим Азнавуром приведут к тому, что вы добавите в свой плейлист песни и его, и Эдит Пиаф, и заодно и таких исполнителей, как Морис Шевалье, Жорж Брассенс, Жак Брель и других, олицетворяющих само понятие французский шансон.

Невозможность отвернуться...

"Любое интервью - это допрос". Эта фраза звучит в начале фильма "Великая" из уст главной героини Ли Миллер. Вот только молодой человек, который сидит напротив всемирно известной женщины-фотографа Ли Миллер, совсем не похож на допрашивающего. Она, знаменитость, пытается заключить с ним пакт: от нее откровения и от него - тоже. Он вроде бы соглашается. Но говорит в основном она, щедро разбавляя свою речь порциями джина-тоника. Ли Миллер играет Кейт Уинслет, и в этих эпизодах интервью на актрисе тонны грима. Зато в других сценах, рассказывающих о молодости и зрелости героини, зритель грима практически не увидит, хотя иногда жаль. Особенно в те моменты, когда актриса, которая в следующем году отметит юбилей - 50 лет, играет 30-летнюю модель.

Фильм "Великая" - долгострой. Снимался 8 лет. Он наполнен яркими звездами: Александр Скарсгард, Марион Котийяр, Энди Сэмберг. Фильм - как некая веха для Кейт Уинслет: актриса не только играет главную роль, но и продюсирует картину.

Героиня фильма - женщина-американка, которая не побоялась быть на войне, более того - стремилась быть в центре событий, а он тогда находился в Европе. Пусть формально не солдатом, не медсестрой, а фотографом, но на самом деле была этим всем в одном лице. "Люди пытались жить, а я пыталась это запечатлеть", - скажет она, поясняя смысл своей жизни.

Совсем недавно зрители видели нашумевший фильм "Падение империи", в котором судьба Ли Миллер легла в основу образа Кирстен Данст. Но у какой из актрис героиня получилась лучше - вопрос спорный. Кирстен Данст поленилась "учить матчасть" - любой военный и журналист отметит промахи в ее работе, поэтому проведем сравнение в пользу Кейт Уинслет, которая вложилась и в роль, и в работу над фильмом максимально. Более того - она еще и внешне похожа на Ли, и обладает редким для актрисы качеством - умением сыграть думающую сильную женщину - борца. Уинслет всегда, в любой роли, убедительна, ей веришь. Поэтому пойти на фильм стоит в первую очередь ради нее.

Главное достижение, а для многих и открытие фильма, - фотографии, которые делала Ли. Потому что некоторые из ее снимков знает каждый, но не все в курсе, кем именно они сняты. Тем более не знают, что автор - женщина.

Режиссер картины Эллен Керас работает слишком конъюнктурно - над темой, над героиней, словно пытается навесить на нее ярлык. Иногда кажется, что в голове у режиссера и продюсеров (за исключением Кейт Уинслет) звучит, мол, мы взялись за все это, попробуйте оставить нас без наград. Без них фильм, разумеется, не оставят, и это будет правильно. Вопрос в том, какие именно призы.

Конечно, не останется без внимания актерская работа и отвага Кейт Уинслет. Стоит в картине отметить и драматургию - момент, когда зритель понимает, что Джош О'Коннор, играющий интервьюера, на самом деле не берет интервью. В "Великой" - это художественный обман, нужный авторам для того, чтобы органично ввести в картину документальные фрагменты.

Главную же награду фильму хочется дать за то, что привлекает внимание к фотоснимкам Ли Миллер. Откровенные и страшные по своей сути кадры - свидетельства преступлений нацистов боялись публиковать ее современники. Если миру нужно напомнить о говорящих самих за себя фотографиях Ли Миллер, то картине о ней простятся многие промахи. Только бы люди видели, к чему может привести война и безумие фашизма. И когда, посмотрев фильм, зрители зададутся тем же вопросом, что и Ли: "Кем ты хочешь быть и что будешь для этого делать?" - можно будет сказать, что и жизнь Миллер, и более чем восьмилетние усилия Кейт Уинслет и ее команды не прошли даром.