"Ультра-Бареткин" в Доме Лосева. О творческой встрече с писателем Еленой Сафроновой
Встреча в Доме Лосева была посвящена выходу в свет ее последнего на сегодня романа "Ультра-Бареткин". Из крупной прозы у автора уже были опубликованы повесть "Все время вперёд" (напечатана в журнале "Юность" в 2013 году) и роман "Жители ноосферы". В 2015 году роман вошёл в длинный список номинации "XXI век" литературной премии "Ясная Поляна". Писатель Евгений Попов, вице-президент Русского ПЕН-Центра; писатель Михаил Гундарин, член Русского ПЕН-Центра; писатель Фарит Нагим; поэт, главный редактор литературного журнала Союза писателей Москвы Галина Нерпина; поэт и прозаик Владимир Пимонов; куратор проекта "ХимЧитка" Мария Чернова – эти и другие собравшиеся в зале гости хорошо знают Елену Сафронову во всех ее писательских ипостасях. Открыл встречу руководитель культурных проектов и связей с общественностью Дома Лосева Олег Владимирович Ефимов. Олег Ефимов и Елена Сафронова. Фото Ксении Жуковой. Далее Сафронова, уютно размещенная за аккуратным журнальным столиком, прочитала наиболее яркие, отражающиеся авторский стиль эпизоды из романа. Написанный живым выразительным языком, текст легко воспринимался на слух, и с комментариями романистки, за неполный час история социального падения Бронислава Бареткина, как кинолента, пронеслась перед глазами собравшихся. Сатирико-фантастический роман рассказывает об авантюрной жизни доцента Бронислава Бареткина. Герой своего времени, он приезжает покорять Москву, имея лишь большие амбиции и диссертацию о своем кумире, средневековом авантюристе-алхимике Перуджино Бенвенутти, заслужившем репутацию лицемера и фальсификатора. Но Бареткин верит, что этот человек – непонятый и обиженный современниками, как и он сам, – сыграет одну из главных ролей в его судьбе... В каком-то смысле это именно так. В финале мы видим Бареткина, пережившего несколько взлетов и падений, в каморке диспетчера многоэтажного дома на окраине Москвы. На стене у него висит портрет его кумира. Кто-то из них двоих, сам Бареткин уже этого не различает, начинает писать рукопись – свое жизнеописание, адресованное потомкам... В процессе чтения. Фото Ксении Жуковой. Несколько поступивших из зала вопросов вызвали заинтересованное обсуждение. Что главным образом помогло Брониславу покатиться по наклонной плоскости и есть ли связь между стилем романа и булгаковской прозой? Сатирическая интонация довольно универсальна. Ассоциации с булгаковскими сюжетами, конечно, были вполне ожидаемы. А вот первый вопрос помог высветить социальную остроту истории с точки зрения современности. В романе немного действующих лиц, его вполне можно назвать камерным, и именно в человеческом измерении, в личных связях Бареткин проявляется со всей своей бессознательной шкурностью. Тема ложного чувства избранности давно интересует Сафронову как объект художественного исследования. Этой личной и одновременно социальной проблеме посвящены и "Жители ноосферы". Но в первом романе главной героиней выступила молодая журналистка, и, в силу особенностей жанра, как считает Елена Сафронова, смысл той истории оказался не совсем правильно понятым. Со временем это обстоятельство и подтолкнуло прозаика к разработке темы заново – теперь уже с персонажем из академической среды, в котором воплощён тип человека, убежденного, что он создан только для того, чтобы брать от жизни лучшее, а люди для него – лишь средство для удовлетворения его личных амбиций. Надо сказать, весьма узнаваемый типаж. Эдакий мамкин пирожок, воспитанный в непоколебимой убежденности своей ничем не подкрепленной уникальности. Елена Сафронова и Мария Чернова. "Тетя Соня, единственная посторонняя на свадьбе, дёргала Катерину за пояс шикарного платья и шипела: – Глупая ты женщина, тебе надо радоваться, что с тебя снимают эту обузу!.. У меня уже руки опускались с твоего шлемазла, думаешь, так легко было втюхать его московским невестам? Так эта шикса его сама нашла! А Катерина таки опять недовольна!.." В таких тонах описано в тексте начало семейной жизни Бареткина, ставшее для него одновременно и трамплином для восхождения, и началом драматических перипетий. В общем, реалистичная канва сюжета, злободневность и рельефно очерченные характеры не оставят равнодушными читателя. Фото Михаила Гундарина. Вечер прошел легко и непринужденно. Тот случай, когда хочется сказать: вроде бы ничего особенного не случилось, но из Дома Лосева в хмурый ноябрьский вечер я вышла в хорошем настроении. Да и старых знакомых приятно было повстречать. Уже дома, держа в руках экземпляр стильно оформленного издания питерской "Пальмиры", подумала. Интересно, как вписывается сюжет романа и образ Бареткина в контекст современной российской литературы? Сафронова, очевидно, пишет о своем герое в эпическом регистре, четко объективируя его жизненную траекторию и находя в ней типическое с позиций реализма. И в то же время есть в тексте и неявная сентиментальная интонация. В чем фокус? Возможно, это ещё станет поводом для новых встреч и обсуждений.