Драматург Дмитрий Данилов: "Кто-то будет наслаждаться праздностью…"
Новую пьесу Дмитрия Данилова, одного из ведущих драматургов современной России, поставили в Воронеже. Писатель побывал на премьере "Стоиков", поделился с "РГ" своими взглядами на будущее и личным способом справляться со стрессом.
Дмитрий Данилов: Спектакль получился потрясающим. Я давно знаю Михаила Бычкова, у него уже были работы по моим пьесам. Он выдающийся режиссер. В воронежских "Стоиках" прекрасная актерская игра, мне очень понравилось минималистическое оформление и вставки между сценами, где у героев есть некий танец или немой крик. По ходу действия они постоянно смеются друг над другом, а за счет этюдов, выражающих скрытые эмоции, создается трагическая атмосфера. Я сам примерно так это и вижу.
Вы общаетесь с режиссерами до или после премьеры, высказываете пожелания?
Дмитрий Данилов: Нет, по моим пьесам создано уже более 100 постановок, и я ни разу не был на репетициях. Режиссеры не пускают драматургов на свою "кухню", и правильно делают. Единственный пример сотрудничества с режиссером в моей практике - это спектакль "Саша, привет!" в Театре Наций, для которого я писал инсценировку своего романа. Режиссер Марат Гацалов в процессе репетиций рассказывал мне о своих трудностях, я старался учитывать его пожелания - что хотелось бы изменить или добавить. Было несколько случаев, когда режиссеры мне предлагали поговорить с актерами.
Вспоминается очень дорогая мне, самая первая постановка, когда Михаил Угаров в 2018-м делал "Человека из Подольска" в "Театре.doc"… Мы сидели два часа в кругу и просто знакомились, общались. Но, как правило, я сдаю пьесу и вижу только конечный результат на сцене. Если вообще вижу. Первое время это удивляло - я же автор, знаю, как все должно выглядеть. Но я довольно быстро смирился.
Такова традиция русского театра. Знающие люди рассказывали мне, что в Англии драматург - просто царь и бог, он участвует во всех репетициях, может вмешиваться в работу художника. Условно говоря, если в пьесе написано, что стены в цветочек, то на сцене они не могут оказаться в полосочку. Драматург даже может потребовать снять режиссера. Мне наш вариант кажется более здоровым. Надо дать режиссерам спокойно работать.
"Стоики" - по сути, антиутопия. Вы как-то говорили, что недолюбливали этот жанр. В связи с чем произошел перелом?
Дмитрий Данилов: Так часто бывает в жизни. Ирония судьбы: вдруг берешь и делаешь то, к чему относился с пренебрежением, то, что презирал. Мой роман "Саша, привет!" тоже был антиутопическим… Знаете, я и театром долгое время не интересовался. Вообще не театральный человек. Потом однажды взял и написал пьесу. Жизнь иногда над нами смеется.
О героях пьесы можно сказать, что они ничего не делают. Как вы сами относитесь к такому поведению?
Дмитрий Данилов: Вряд ли мы эту ситуацию назовем здоровой. Но уже несколько десятилетий обсуждается прогноз, что человечество ждет тотальная безработица и все должны приготовиться к тому, что реально будет нечего делать. Как в этой праздности жить? Если человек способен чем-то заниматься, не будучи вынужден зарабатывать на хлеб насущный, то ему повезло. Значит, он спасется тем, что ему интересно. А если такого двигателя нет… Кто-то, наверное, будет наслаждаться праздностью, смотреть телевизор или ролики в интернете. Доживем - посмотрим. Думаю, мы вполне имеем шансы до этого дожить.
Один из персонажей "Стоиков" получает безусловный доход, но продолжает работать - обозревает бейсбольные матчи для ста подписчиков своего канала. Вы любите футбольные матчи на полупустых провинциальных стадионах - что вам это дает?
Дмитрий Данилов: У меня в телеграме 2800 подписчиков, немножко больше, чем у героя, но я недалеко от него ушел… Есть целое явление - граундхоппинг. Оно зародилось в Англии в 1970-е, это такое коллекционирование посещенных стадионов. Есть, например, знаменитый немецкий граундхоппер, в его списке больше трех тысяч стадионов. Человек жизнь этому посвятил. У меня около 120. Мне интересны эти маленькие стадиончики, провинциальные или вообще деревенские, очень трогательные. Там зрители сидят с пивом и водкой, это никто не запрещает. Они знают футболистов и перекрикиваются с ними. Своеобразная атмосфера. Для меня эти поездки сродни психотерапии. Приедешь, посидишь на пустой трибуне, посмотришь на неумелый футбол - и как-то все проблемы ненадолго отступают.
В Воронеже на базе сообщества "Драмкружок" недавно проходила лаборатория по современной драматургии. Известные театральные критики там отмечали, что эта драматургия зачастую одномерна: автор подробно все прописывает, герои напрямую говорят, что они думают и почему…
Дмитрий Данилов: Не знаю, насколько это общая проблема. Не могу сказать, что пристально слежу за всем, что происходит в современной пьесе. Но экспертов я очень уважаю и ценю их мнение. Хорошо, когда автор оставляет свободу трактовок, а не навязывает одно восприятие постановщику и зрителю. Когда текст можно понять и так и этак. Мне хочется, чтобы такой зазор в моих пьесах был. Например, "Человека из Подольска" можно очень по-разному трактовать, и зрители выносят из него прямо противоположные смыслы. Если так получается, я доволен.