Каким получится "Гладиатор 2" Ридли Скотта
Страна погрязла в политических интригах, развлекая себя жестокими публичными сражениями. На улицах - нищие в струпьях клянчат милостыню, пока за тридевять земель полководцы штурмуют последний не покорившийся город. Идеи великих предков о "справедливом государстве" забыты. Так и ждешь, что на экране всплывут строчки с агитационного плаката: "Make America great again".
Хотя постойте. Речь ведь о Риме третьего века нашей эры. Аллюзия на современные Штаты очевидна, но британский сэр Ридли Скотт, не столь американоцентричный как некоторые его коллеги, может намекать и на общемировой хаос.
Рим в новом грандиозном и (спойлер) лучшем пеплуме со времен первого "Гладиатора" весьма условный. С исторической точки зрения - это какой-то винегрет (или уместнее сказать "салат "Цезарь") из времен восстания Спартака, эпохи самодура Калигулы, посадившего в Сенате коня, и отрезка правления братьев Каракаллы и Геты. Но так ли важна достоверность, если в итоге всё, вопреки мемной фразе, очень интересно и при этом понятно?
Фабула проста, как обед легионера: герой переживает утрату, отправляется в путешествие, лелея мечту о мести, и почти свершает её. Дальше - небольшое постмодернистское отклонение и, наконец, - схватка с финальным боссом. Мы нарочно обходим любые подробности. Сюжет настолько лаконичен, а твисты столь немногочисленны, что любой спойлер может разрушить их хрупкое очарование.
Скажем только, что вас ждут зубодробительные поединки, роскошные пиры, костюмы, за которые фильм наверняка удостоится "Оскара", и приятное ностальгическое послевкусие. Совсем как в первой части с Расселом Кроу и Хоакином Фениксом. Им на смену пришли не менее харизматичные Педро Паскаль, Джозеф Куинн и Дензел Вашингтон. Множественные отсылки, узнаваемая музыка и фан-сервис соседствует с современными спецэффектами (жуткие павианы - отдельный шок). И на фоне - тоска по утраченному счастью и любви - такой невесомой и прекрасной, какой она бывает только во сне.
Ридли Скотт со вторым Гладиатором умудрился войти в одну реку дважды. Иногда кажется, что смотришь не сиквел, а ремейк. Но дело не в схожем сеттинге или истории, а в тех же эмоциях: восторг от грандиозных декораций, трепет от сцен то ли со зверями, то ли с чудовищами, воодушевление от пафосных речей…
Скотт - манипулятор высшей пробы, умеющий вызвать чистую, неразбавленную эмоцию. После невнятных "Дома Гуччи", "Наполеона" и занудной "Последней дуэли" (о творческих экспериментах со вселенной "Чужих" промолчим) режиссер напомнил, что талант - это константа, которая не обязана проявляться в каждой работе мастера.
Удивительно, что Ридли Скотт снял свой лучший за 20 лет фильм, сместив фокус с вневременных вопросов на остросоциальные - общественный раздор и угрозу гражданской войны. В предыдущих картинах (таких более десятка) сэр Ридли погрузился в трансцендентные вопросы и, как говорится, в своем познании настолько преисполнился, что "забил" на киноляпы, сюжетные нестыковки и провисание темпо-ритма. И моментально отдалился от зрителя
В деталях не дьявол, а - Бог. Любая сцена "Гладиатора 2" наполнена изумительно яркими, казалось бы, необязательными акцентами: будь то отрубленная голова носорога на пиру или замысловатая фигура, в которую складываются поднятые императорами-близнецами руки. Наплевав на ханжеские ограничения, в нас с экрана швыряют отрубленные конечности и головы. Из открытых ран торчат обломки костей, а из вспоротых животов вываливаются кишки. Зрелище, от которого современное массовое кино нас отучило. Может, из экономии на гриме и эффектах. Но вероятнее - из желания попасть под возрастной ценз. Поэтому отдельное спасибо вам, сэр Ридли, что вернули блокбастеры зрителю старше 16.
Может быть, Пол Мескал - не оптимальный кандидат на главную роль. Кто-то назовет речь в стиле кота Леопольда под занавес модным словом "кринж". Но какое это имеет значение, если "на выходе" у нас лучший киноаттракцион со времен второй "Дюны"?