Как в Сочи прошел Первый международный конкурс хоровых дирижеров

В главном туристическом городе страны несколько дней назад было жарко - и не только потому, что погода радовала теплом. В Зимнем театре Сочи и конгресс-отеле Pullman состоялась битва молодых хормейстеров из России, Беларуси, Ирана, Казахстана, Китая за звание победителя Первого международного конкурса хоровых дирижеров имени Александра Васильевича Свешникова.

Как в Сочи прошел Первый международный конкурс хоровых дирижеров
© Российская Газета

После первого заочного этапа 36 участников вышли лицом к лицу к известным хоровым коллективам - Государственной академической симфонической капелле России, филармонической капелле "Ярославия", академическому хору Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова, - чтобы продемонстрировать свое видение хоровых партитур и умение взаимодействовать с хором. Работу конкурсантов оценивало интернациональное жюри во главе с профессором Московской консерватории, учеником и последователем Свешникова Станиславом Калининым. А сам конкурс придумал и организовал ученик Калинина - хоровой дирижер, генеральный директор фонда отечественного искусства "Классика XXI" Алексей Пугачев: вот такая получилась преемственность поколений.

Параллельно с конкурсом на сцене Зимнего театра проходили концерты в рамках фестиваля "Во имя жизни", также организованного фондом "Классика XXI": с уникальными программами выступили Хибла Герзмава и Олег Аккуратов, филармоническая капелла "Ярославия" и солисты с "Кармина Бурана" Орфа, прославленный Ансамбль имени Александрова.

Имя Александра Свешникова - легендарного хорового дирижера, создателя государственного хора, педагога и многолетнего ректора Московской консерватории - конечно, знает каждый, кто профессионально занимается хоровым искусством. Однако до сих пор масштабного приношения его имени не было - тем более, в регионах. Конкурс имени Свешникова не просто подчеркнул значимость фигуры Александра Васильевича для нашей культуры сегодня, но и устроил его молодым коллегам проверку на прочность. Формат воркшопов - работы участника с музыкантами в режиме здесь и сейчас, на время, перед жюри и в прямой трансляции - оказался полезен и для тех, и для других: конкурсанты рассказывали и показывали свои задачи, обращаясь к хорам ("Ярославии" и студентам Казанской консерватории), оттачивая фрагменты партитур и представляя их целиком. Второй тур проводился в конгресс-отеле Pullman, высококлассно технически оснащенным: перед каждым членом жюри стоял монитор, на котором транслировались действия участника (крупный план брал руки, жесты, другие детали). Такого не было даже на конкурсе имени Рахманинова в оперно-симфонической дирижерской номинации.

В третьем туре конкурсанты неожиданно перевоплотились в пианистов - им предстояло наизусть исполнить хоровую партитуру на рояле. На огромной роскошной сцене Зимнего театра звучали незатейливые миниатюры, среди которых победила "Нам звезды кроткие сияли" Калинникова: эту музыку теперь знает каждый. В целом, этот тур вызывал много вопросов - начиная от того, как оценивать непрофессиональную с точки зрения пианизма игру хоровиков и заканчивая необходимостью этого тура - без участия хора - в принципе. Несмотря на кажущуюся легкость поставленных задач, многие участники откровенно проваливались на этом этапе, и это стоило им дальнейшего участия. К заключительному этапу - работе с прославленной хоровой капеллой маэстро Валерия Полянского - добрались самые стойкие в двух категориях (учащиеся колледжей и студенты-выпускники музыкальных вузов).

Имена победителей I Международного конкурса хоровых дирижеров имени Александра Свешникова стали известны на официальной церемонии закрытия, на которой выступили лауреаты, "Ярославия" и хор Полянского (у коллективов получились отдельные мини-концерты). Здесь, также как и на ярком гала-открытии конкурса, объединившим таких звезд, как Екатерина Мечетина, Сергей Давыдченко, Агунда Кулаева, Марина Омельченко, звучала приветственная речь Алексея Пугачева, напутствие Станислава Калинина и грянул торжественный фейерверк. Все это - ради тех, кто уже наверняка точно продолжит дело Свешникова: прежде всего, победительницы конкурса Марии Козыревой из Беларуси. Следующая битва хормейстеров в Сочи состоится в 2026 году.