Оркестр Республики Татарстан исполнил в Москве программу австро-немецкой музыки

Подопечные маэстро Александра Сладковского провели второй концерт в рамках собственного абонемента в Московской филармонии в этом сезоне. По традиции представив новую программу в Казани, ГАСО РТ привез ее в столицу, на радость благодарным слушателям. В этот раз выбор маэстро, вернувшегося за пульт родного оркестра после внезапной операции, пал на композиторов XIX-XX века: Бетховена, Рихарда Штрауса и Арнольда Шенберга. Музыканты продемонстрировали диалог эпох, наглядный путь от раннего классицизма до раннего авангарда - все три сочинения и Ария из оркестровой сюиты №3 Баха, сыгранная на бис как символ вечной музыки, показали своего рода эволюцию австро-немецкой музыки.

Оркестр Республики Татарстан исполнил в Москве программу австро-немецкой музыки
© Российская Газета

Три солиста в Концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена при его жизни воспринимались как нечто экспериментальное: жанр инструментального концерта тогда предполагал одного лидера на сцене. Сегодня состязанием троих уже не удивишь - хотя как сказать. Возможность увидеть сразу трех лауреатов недавнего конкурса Чайковского вместе выпадает не так часто: все же скрипач Равиль Ислямов, виолончелист Василий Степанов и пианист Сергей Давыдченко давно состоялись как успешные сольные исполнители. Маэстро Сладковский объединил молодых артистов в единое целое, но дал задачу посоревноваться друг с другом в виртуозности и техническом блеске. Труднее всего оказалось Сергею Давыдченко: в его партии, изначально написанной для 16-летнего эрцгерцога Рудольфа, музыканта-любителя, не было чего-то эффектного, поэтому функция победителя конкурса Чайковского в этом выступлении свелась к аккомпанементу. Между Ислямовым и Степановым развернулась борьба за победу, и всякий раз побеждал Степанов благодаря солидному опыту взаимодействия с оркестром и тому, что Бетховен написал для виолончели (первоначально - для великого виолончелиста Антонина Крафта) роскошную партию, полную кантиленной лирики и технической беглости. Что касается трио целиком, то его как раз и не хватало - каждый как будто слушал только себя, периодически разрушая ансамблевую стройность. К счастью, ГАСО РТ - понимающие, идеально подстраивающиеся под любые обстоятельства музыканты - крепко и уверенно держали этот тройственный союз в своих руках.

Два других сочинения, представленных на концерте в Московской филармонии, знаменовали собой завершение позднеромантической музыки и фактически заглядывали в XX век. "Просветленная ночь" Шенберга, созданная на банальный сюжет (текст поэта Рихарда Демеля) о том, как женщина признается мужчине, что ждет ребенка от другого человека, таит в себе и символистские, и фрейдистские мотивы. Госоркестр Республики Татарстан буквально рисовал на глазах слушателей, сидящих в полумраке, мрачную картину темного леса, освещаемого луной, словно воспроизводил волнения и смятение чувств женщины. Маэстро Сладковский с психологической точностью подводил от тихих, вкрадчивых звучаний низких струнных к экзальтированным кульминациям - его подопечные мастерски подчеркивали остро диссонирующие гармонии и динамические контрасты, свидетельствующие о тревожной экспрессионистской атмосфере происходящего.

Все второе отделение вечера заняла симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра" или, как иронично отметил ведущий Артем Варгафтик, симфоническая поэма "Что? Где? Когда?". Вступление, в котором композитор изобразил восход солнца, давно уже стало музыкальным олицетворением легендарной телепередачи - можно представить, чего стоило публике удержаться от аплодисментов после торжественного до-мажорного аккорда, взятого органисткой Ладой Лабзиной в завершении этой части. После чего Александр Сладковский и Госоркестр Республики Татарстан как опытные проводники в мир человеческих эмоций пригласили отправиться в путешествие с лирическим героем - ощутить его радости и страсти, великое томление, размышление о потусторонних мирах. Собственно, как того и подразумевал Штраус, показавший в "Заратустре" своего рода приход человека к идее Ницще о Сверхчеловеке.